31.01.2024 10:24
СЗФО

Спутниковый контроль за лесовозами не вызовет шоковой реакции в сфере ЛПК

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №19 (9261)
В Архангельской и Ульяновской областях за работой лесной техники проследят спутники. Всю лесовозную и даже лесопожарную технику здесь начнут контролировать из космоса - оба региона выбраны пилотными для подключения к российской спутниковой системе навигации транспорта "ЭРА-ГЛОНАСС". Эксперимент начнется весной 2024 года.
Читать на сайте RG.RU

Причем аргумент предпринимателей "а у нас связь не ловит" останется в прошлом, так как вне зоны Сети специальное устройство сможет автоматически сохранять во внутренней памяти всю информацию о передвижении лесной техники, а сам навигационный пакет будет храниться в государственной базе данных три года.

Новые правила усилят контроль государства за вырубкой и продажей леса: как рассказали в Рослесхозе, спутниковые данные будут интегрироваться с недавно созданной федеральной информационной системой лесного комплекса.

- Архангельская и Ульяновская области выбраны в качестве пилотных, поскольку первыми начали работать в единой информационной системе лесного хозяйства, которая объединяет в себе сведения Государственного лесного реестра, то есть содержит документы о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, а также собирает информацию об учете древесины и сделках с ней, - сказал глава Рослесхоза Вячеслав Спиренков. - Отработав механизмы интеграции в двух регионах, полученный опыт можно будет транслировать по всей стране. В итоге мы реализуем задачу полномасштабной цифровизации отрасли.

В ведомстве также уточнили, что с 1 января 2025 года использовать лесопожарную и лесозаготовительную технику без средств навигационного контроля в России запретят вообще. Отмечается, что информация от транспортного средства через систему "ЭРА-ГЛОНАСС" будет передаваться при движении машины каждые 15 минут или каждые пять километров. Если же машина находится на стоянке, то данные будут "сниматься" каждые два часа.

Рослесхоз проверит работу 18 региональных лесных ведомств

В список передаваемой информации вошло более десяти разного рода параметров. Так, будут отслеживаться номер транспортного средства, его скорость, категория техники и вид топлива, на котором она работает. Будут передаваться данные о том, нажата ли тревожная кнопка, не вскрывался ли корпус аппаратуры спутниковой навигации, а также когда включалось и выключалось зажигание.

В итоге лесной бизнес будет у государства как на ладони - станет прозрачным и легальным.

- В течение 2024 года к системе подключатся все регионы, что обеспечит единый подход к управлению лесным хозяйством и упростит получение государственных "лесных" услуг, - заявил глава Рослесинфорга Павел Чащин.

Спутниковые данные будут интегрироваться с недавно созданной федеральной информационной системой лесного комплекса

По его мнению, нововведения дополнят сведения об обороте древесины, а также позволят контролировать ее движение на всех этапах, включая начальный этап лесозаготовки, как только техника заехала в лес.

"Российская газета" расспросила участников лесного бизнеса Поморья и выяснила, что новая система спутникового контроля не вызовет шоковой реакции в сфере ЛПК.

- У крупного и среднего бизнеса Архангельской области эта система стоит уже на большинстве техники, так как приобретение навигационного оборудования для одной машины обходится не так дорого - от 30 до 50 тысяч рублей. Отмечу также, что значительная часть новых машин сейчас продается с заранее установленной системой ГЛОНАСС, - рассказал "РГ" представитель одной из ведущих лесопромышленных компаний Поморья Андрей Попов. - Навигация необходима бизнесу, чтобы снизить издержки - контролировать время доставки, место расположения водителей. Это позволяет избежать как воровства леса, так и слива топлива "налево". Сейчас главный вопрос в том, каким образом эти данные будут передаваться в государственную информационную систему.

По мнению собеседника "РГ", проблемы с подключением к ГЛОНАСС могут возникнуть в основном у "малышей" - скорее всего, небольшие лесозаготовительные предприятия Поморья будут вынуждены обратиться за государственной поддержкой. Вместе с тем именно крупные компании составляют сейчас основу ЛПК региона - на них держится более 60 процентов заготовки сырья, почти 85 процентов производства пиломатериалов и вся целлюлозно-бумажная продукция.

Большая часть расчетной лесосеки также закреплена за лесными холдингами - участки для рубки выделялись им в рамках приоритетных инвестпроектов освоения лесов.

Неслучайно в крупных компаниях Архангельской области уже созданы специальные отделы, которые занимаются спутниковым слежением за техникой, работающей в лесу, за транспортом, который перевозит продукцию ЛПК потребителям, и даже за машинами подрядчиков, выполняющих строительные работы.

Без системы ГЛОНАСС невозможно проводить и экспортные поставки лесной продукции. Особенно если учесть, что лесной бизнес Северо-Запада начал восстанавливаться после шока, вызванного отказом западных стран от российского леса, и активно расширяет новую географию продаж. По данным Рослесинфорга, в пятерку лидеров 2023 года по лесному экспорту вошли два региона СЗФО - Поморье и Коми. Причем Архангельская область поставляет продукцию ЛПК теперь не только в Китай, но также в Турцию, Корею и Израиль.

СЗФО Архангельская область Республика Коми