31.01.2024 14:29
Краснодарский край

Лифтовое хозяйство Кубани столкнулось с острым кадровым дефицитом

Лифтовое хозяйство Кубани столкнулось с острым кадровым дефицитом
Текст:  Владимир Волошин (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №21 (9263)
Новостроек в Краснодарском крае становится все больше, а вот свободного пространства - все меньше, и здания рвутся вверх. Понятно, в жилых многоэтажках, да и не только в них, без лифтов не обойтись. Поэтому растет количество организаций по обслуживанию и ремонту вертикального транспорта.
Роман Мачулин: Нужна правительственная программа обеспечения безопасности лифтового хозяйства в масштабах страны / Иван Семенец
Читать на сайте RG.RU

Но достаточно ли сегодня специалистов для должной их установки и контроля? Соответствует ли уровень их подготовки действующим нормам безопасности и комфорта? Об этом и о других аспектах деятельности лифтового хозяйства региона мы беседуем с техническим директором ООО "Кублифт" Романом Мачулиным.

Роман Александрович, расскажите о главном в работе вашей компании.

Роман Мачулин: ООО "Кублифт" в нынешнем статусе работает уже 16 лет, с 2007 года, как организация, выполняющая техническое обслуживание лифтового оборудования и подъемников отечественного и зарубежного производства.

У нас налажены прямые связи с ведущими заводами-изготовителями лифтового оборудования. На складе предприятия всегда в наличии запасные части ко всем его видам, что гарантирует техобслуживание и ремонт техники, а также систем диспетчерской связи в кратчайшие сроки, с высоким качеством и по доступной цене.

Многолетний опыт работы коллектива специалистов по ремонту и настройке систем диспетчерской связи, электронного оборудования позволяет ООО "Кублифт" уверенно участвовать в реализации проектов любой сложности. У нас имеется пять круглосуточно работающих аварийных участков во всех округах города, оснащенных автотранспортом, и собственная диспетчерская служба. Это позволяет оперативно реагировать на поступающие заявки.

Стоимость технического обслуживания стандартного лифта была рассчитана по соответствующему документу еще 25 лет назад

Поэтому ООО "Кублифт" доверяют обслуживание современной сложной техники крупнейшие застройщики жилых и других объектов как в Краснодаре, так и за его пределами.

Есть ли у "Кублифта" какие-то трудности и проблемы?

Роман Мачулин: Ряд серьезных проблем, связанных с эксплуатацией лифтов, существует в целом по России, и уже немало лет. Они требуют особого внимания и скорейшего решения.

Первая из них заключается в том, что всей отраслью - производителями лифтов, монтажными и обслуживающими организациями - ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов дефицитных специальностей.

Чем их можно привлечь? Высокой зарплатой, разумеется. И вот тут появляется вторая проблема. В нашей отрасли такая возможность ограничена неготовностью собственников лифтов платить больше за их монтаж и техобслуживание. Напротив, основные заказчики - управляющие компании (УК) - стремятся только к снижению своих подобных затрат.

В "Кублифте" ситуация с кадрами пока не критична, а технический уровень работников соответствует всем требованиям за счет ежегодного их обучения и повышения квалификации. Но если составить калькуляцию расходов, исходя из сумм, указанных в контрактах, заключенных с УК, мы вряд ли сможем обеспечить им конкурентные зарплаты в ближайшие годы.

Проще говоря, за 60 тысяч рублей в месяц хороший электромеханик работать не согласен. Ведь сегодня столько и даже больше можно заработать, допустим, в службе доставки, где и квалификация не нужна, и ответственность чисто символическая. А вот с нас при каких-то происшествиях спрос немалый.

При этом из-за низких тарифов на обслуживание, устанавливаемых заказчиками, электромеханик сможет получать достойную зарплату, только значительно превышая норму обслуживания. А ведь вертикальный транспорт, как и наземный, требует повышенного внимания к каждой своей единице, а также качественного обслуживания и ремонта. Что может произойти в противном случае, никому, надеюсь, объяснять не нужно.

Вертикальный транспорт, как и наземный, требует качественного обслуживания и ремонта. / Ярослав Кузнецов

Договориться с заказчиками пробовали?

Роман Мачулин: Пробовали. Почти договорились, например, с одной из УК поднять с нового года тариф на наши услуги. Но без проведения голосования среди жителей домов, находящихся в управлении данной компании, сделать это нельзя. А жители, понятно, проголосовали против, то есть без соответствующих субсидий или льгот из федерального бюджета на эти цели наши надежды вряд ли сбудутся.

Есть и еще одно обстоятельство. Только в границах Краснодара работает около 40 организаций по обслуживанию лифтов. Это частные организации, как и наша компания. Но у нас, например, в бюджете предусмотрены немалые затраты на то, чтобы соответствовать всем жестким требованиям, предъявляемым к организациям нашего профиля. Поэтому и не можем снижать тарифы на обслуживание.

А вот некоторые мелкие компании для получения контракта на техническое обслуживание подъемного оборудования вполне могут предлагать свои услуги за меньшую плату. Иной заказчик способен пойти на такую сделку из-за сиюминутной выгоды, не понимая, что это может поставить под угрозу не только качество обслуживания лифтов, но также жизнь и здоровье пассажиров. Подобную конкуренцию никак нельзя назвать справедливой, и она отнюдь не помогает решать как уже отмеченные две проблемы, так и третью, о которой тоже необходимо сказать.

И в чем же она заключается?

Роман Мачулин: В почти полном отсутствии профильных учебных заведений для подготовки электромехаников по лифтам, то есть существующая система среднего технического образования не может обеспечивать потребности лифтовой отрасли в специалистах.

Наша компания пока справляется с этой ситуацией своими силами. Кандидат на должность электромеханика по лифтам закрепляется за более опытным, квалифицированным работником, несколько месяцев обучается на месте и проходит практику или стажировку. В учебном комбинате прослушивает курс лекций, потом его аттестуют в независимом центре оценки квалификации, работник получает соответствующее свидетельство. Все, можно ему доверять какие-то объекты, потом, по мере накопления опыта и знаний, - более сложные. Так вот постепенно воспитываем в коллективе специалистов.

Можно было бы, конечно, не рассчитывать на профильные колледжи, а, допустим, приглашать на работу с последующим обучением внутри своего предприятия выпускников того же Краснодарского монтажного техникума, с которым налажены контакты. Если бы не одно большое "но", из-за которого мы по замкнутому кругу приходим к тому, с чего начали разговор. Как вы считаете, пойдет к нам выпускник на работу? У меня на сей счет большие сомнения. Он спросит о зарплате, а что ему ответим?

Таким образом, пока мы не решим задачу повышения тарифа на свои услуги, кардинального решения кадрового вопроса не будет.

Неужели из этой ситуации не существует выхода?

Роман Мачулин: Компании, работающие в отрасли, осознают проблему и пытаются решить ее на "низовом" уровне. Например, в ноябре прошлого года в редакцию сетевого издания "Лифт-Пресс.Ру" от руководителей ряда лифтовых компаний ЮФО поступило открытое письмо, в котором авторы предлагают обратить внимание "на катастрофическую ситуацию, сложившуюся в лифтовом хозяйстве".

В нем подчеркивается, что стоимость технического обслуживания (ТО) стандартного лифта была рассчитана по "Сборнику сметных норм затрат на ТО лифтов" еще 25 лет назад! А мы ею пользуемся по сей день, да еще собственники лифтов не прочь ее снизить. Получается, никто не думает о безопасности пассажиров. Никого не волнует также рост цен на комплектующие для лифтов, содержание машин аварийной службы, ГСМ и т. п., что как раз и ведет к невозможности поднять оплату труда специалистов.

Чтобы выйти из замкнутого круга, следует прежде всего тариф на ТО установить на законодательном уровне в соответствии с сегодняшними реалиями и не допускать его снижения по желанию заказчика либо исполнителя. Ну и инфляцию, конечно, надо учитывать.

Словом, как ни крути, нужна правительственная программа обеспечения безопасности лифтового хозяйства в масштабах страны. Да, именно так ее следует назвать, ведь лифты - оборудование сложное и относится к категории опасных производственных объектов. И эта программа должна предусматривать компенсацию необходимых расходов (тем же УК, например, и лифтовикам тоже) из федерального бюджета. Вот тогда удастся установить достойную зарплату специалистам по обслуживанию вертикального транспорта. А следующий шаг - решение вопросов подготовки специалистов отрасли.

Реклама, ООО "Кублифт", ИНН 2312139690

Реклама,
erid:4CQwVszH9pWvoQB18hm
Краснодарский край