Ну сразу скажем, от великого князя не убудет, ни как от святого, ни как от исторического деятеля.
Льва русской истории исключением из "списка святых ПЦУ" из многовековой памяти не вычеркнешь, как и из мировой культуры. Весь мир, после фильма Эйзенштейна с ним знакомый, захочет скорее проверить список и тех, кто собрался его вычеркивать.
Творцы современной украинской религиозной мифологии, видимо, не догадываются, что церковная история обычно не переписывается в угоду моменту. Тем более политическому… И даже если такое вдруг случается, то Бог обычно ждет, а человек, пусть веками, но исправляется… Как в истории со святой Анной Кашинской. Но правда в конце концов остается правдой, а кривда кривдой.
Конечно, история, тем более древняя, средневековая, не обходится без мифа. Но миф не сказка и не ложь, как блистательно показал нам в "Диалектике мифа" великий русский философ Алексей Лосев, а необходимая человеку и присутствующая в нашей жизни реальность чуда.
Чуда. Но не фокуса.
История, тем более церковная, не пишется в жанре фанфиков, когда каждый продолжает сюжет, как ему заблагорассудится. Нет, в церкви есть Бог и святые отцы, а в культуре - великие авторы. Поэтому ни Библию, ни жития святых, ни "Войну и мир" просто так не перепишешь и в любую сторону не продолжишь, как бы не зудела безудержная, неограниченная и до детскости ни перед чем не ответственная фантазия.
Но в христианских книгах о главном достоинстве человека - любви - сказано: не мыслит зла, не ищет СВОЕГО. Нечестной выгоды, прибавки на неправде.
Но ПЦУ, похоже, ни зла не боится мыслить (пририсовывая Бандеру в клеймы своих "икон"), ни выгоды. Тем более, что Константинопольский патриархат эту политическую выгоду своим "малым детям" в возрасте не самой большой искушенности и разумности то и дело "пасует". Ну а кто пасует Константинопольскому патриархату тоже уже давно и хорошо известно.
Александр Невский - мой любимый святой. Приезжая в Петербург, я всегда сначала иду к нему в лавру. Потому что чувствую в нем великое рыцарство русской истории.
Недавно широко отпразднованное в России его 800-летие позволило нам расстаться с совсем уж завиральными ревизиями его образа. А тем, кто с ними расставаться не хочет, особенно в ПЦУ, ну карты в руки. Но только это крапленые карты.