13.02.2024 19:26
Экономика

Для привлечения сотрудников компании начали выплачивать корпоративный маткапитал

Текст:  Наталья Граф Светлана Добрынина Елена Мационг Михаил Пинкус Алексей Стригин Татьяна Сухановская
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (9274)
Острая конкуренция на рынке труда, когда в отраслях не хватает до 30-40% работников, заставляет работодателей идти на беспрецедентные меры. За год число вакансий с бонусами, например, полисом добровольного медицинского страхования, служебным транспортом, абонементом в фитнес и другими льготами, увеличилось в 5,5 раза.
На остановках люди штурмуют автобусы. Но не все машины на линии - водителей катастрофически не хватает. / Татьяна Андреева / РГ
Читать на сайте RG.RU

Различные выплаты в борьбе за "руки и головы" доходят до 500-600 тысяч рублей, передают корреспонденты "РГ".

Россияне смогут отказаться от доли в жилье, купленном за маткапитал

В Челябинске водителям общественного транспорта - автобусов и трамваев, устроившимся на работу после 1 февраля, установили выплату в полмиллиона рублей. У них будет два варианта, как получать эти деньги. Либо прибавкой к зарплате в первые два года работы (примерно по 28,3 тысячи в месяц). Либо разбить на три транша: 50 тысяч - при трудоустройстве, 150 тысяч - после первого и 300 тысяч - после второго года работы. Касается этот бонус, главным образом, ранее уволившихся. Новичкам, чтобы получить допуск, надо еще 4,5 месяца стажироваться. Ситуация с транспортом в Челябинске обострилась зимой: людям приходится штурмовать переполненные автобусы и или мерзнуть на остановках. Проблема в дефиците водителей, а не транспорта. Штат надо заполнить в кротчайшие сроки! Решено также с 1 апреля поднять заплату водителям автобусов до 100 тысяч рублей, вагоновожатым - до 70 тысяч.

63% компаний планируют увеличить зарплату сотрудникам в 2024 году, среди крупных таких и вовсе - 71%. Только бы кадры не перебежали к другим!

В Омске у водителей она уже выросла до 70 тысяч рублей, но проблемы это не решило. Открытыми остаются 300 вакансий. Перевозчики-частники даже запустили акцию: приведи на работу друга-водителя и получи 5 тысяч. Но и это помогает мало. В мэрии решили привлекать к работе безработных женщин. В Центрах занятости им предлагают сменить профессию и попробовать сесть за руль.

В Архангельской области растопить "кадровый холод" пытаются с помощью соцпакета. Здесь не хватает специалистов в здравоохранении, образовании, экономике. Прибывающие в регион учителя и врачи могут претендовать на бесплатные служебные квартиры, компенсацию аренды жилья, выплаты и "подъемные". Чтобы завлечь работников, выплачивают даже пособие на рождение ребенка (корпоративный маткапитал). За первенца семье перечисляют 200 тысяч рублей, за второго - 400 тысяч, а за третьего - 600. И так далее: на каждого нового малыша сумма увеличивается на 200 тысяч. Если у семьи уже было двое детей, а потом рождается третий ребенок, выплата будет те же 600 тысяч.

Минэкономразвития: Численность сотрудников у МСП вернулась на доковидный уровень

"По России число вакансий с бонусами - полисом ДМС, служебным транспортом, абонементом на занятия спортом и другими льготами - увеличилось за год в 5,5 раза", - отмечает директор категории "Рабочие и линейные профессии" Авито Работы Александр Сампетов. И, конечно, повышают зарплаты. Как рассказал Александр, водителю категории "E" крупный ритейлер готов заплатить 30 тысяч рублей по программе "Приведи друга". А сотрудник одной из IT-компаний может получить шестизначную премию за рекомендацию разработчика при условии его трудоустройства. Распространены "приветственные" бонусы. Так, 20 тысяч предлагают водителю с личным авто, который устроится в службу доставки. А в одной из транспортных компаний обещают 15 тысяч "подъемных" за первую неделю работы. Многие компании даже внедряют корпоративные программы пенсионных накоплений, предлагают особые условия для ипотеки. Иногородним компенсируют расходы на проезд и аренду жилья.

При этом, как отмечают эксперты, в битве за кадры работодатели все чаще отказываются от действовавших раньше установок внутри отрасли: на сколько повышать зарплату сотрудникам и повышать ли вообще. "Сегодня предприятия действуют без особой оглядки на коллег, - отмечает доцент Института экономики и управления Уральского федерального университета Анна Дьячкова. - Старые негласные правила больше не работают: никто не гнушается переманивать кадры, поднимая зарплату работникам. Побеждает тот, у кого больше ресурсов и кто готов увеличивать фонд оплаты труда опережающими темпами".

Прямая речь

Анна Осипова, руководитель внешних коммуникаций рекрутингового портала hh.ru в регионах:

- По данным hh.ru, на одну вакансию в России приходится 3,5 резюме, это почти в два раза меньше нормы. При стабильной ситуации показатель должен составлять 5-6 резюме на одно предложение о работе.

В Госдуме предложили продлить возраст получения детского пособия до 18 лет

В некоторых сферах он критический, например, в "Розничной торговле" на одну вакансию приходится 1,6 резюме, в "Автомобильном бизнесе" - 2,1, в "Медицине и фармацевтике" и "Рабочем персонале" - по 2,5. Работодатели вынуждены вступать в борьбу за персонал. 63% компаний планируют увеличить зарплату в 2024 году, среди крупных предприятий таких и вовсе - 71%. Кроме того, 75% компаний хотят повысить общие затраты на персонал. Перед работодателями стоит сложная задача: обеспечивать адекватное соотношение роста производительности и зарплат. Иначе рано или поздно расходы на фонд оплаты перекроют прибыль, и предприятие может уничтожить само себя.

Подготовила Елена Мационг

Пенсии и пособия Занятость Зарплата Омск Архангельская область Челябинск