- Абдыгул Абдрашитович, как-то вы рассказывали журналистам, что по ночам вам снятся бои в Афганистане. Эти видения до сих пор вас мучат?
Абдыгул Чотбаев (поморщился. но, выждав минуту, все же принял решение ответить): Честно говоря, не люблю об этом говорить. Вернувшись с войны, надеялся, что со временем картины того, что там происходило, будут стираться и забываться. Но, к сожалению, все с точностью до наоборот. Чем дальше, тем острее болезненные воспоминания, как будто все это было только вчера...
Бои снятся часто. Одно из повторяющихся сновидений - я стреляю в противника, но пуля не летит, а сразу падает. Снятся лица солдат. И первая жертва. Это была женщина-снайпер. Наткнулся на нее, честно говоря, случайно. Спустился к реке умыться и просто почувствовал, что на меня кто-то пристально смотрит. Сработала реакция - выстрелил первым.
- Как вы это пережили?
Абдыгул Чотбаев: Очень тяжело. Несколько дней не мог даже смотреть на еду, только воду пил. Прокручивал эту ситуацию снова и снова. Был и страх, что я поступил неправильно.
Ошибочно мнение, что на войне ты можешь строчить очередями направо и налево. Ничего подобного. Каждый случай разбирался контрразведкой. Насколько обосновано было применение оружия, была ли реальная угроза. Уже потом, если можно так сказать, привыкаешь. Действует принцип - или ты, или тебя. Но именно она, та женщина-снайпер, ее лицо снится мне до сих пор. И в этом смысле могу сказать, что время не лечит. А особенно в феврале, в годовщину вывода войск из Афганистана, становится особенно тяжело.
- Вы уходили на войну верующим человеком?
Абдыгул Чотбаев: В советское время все мы официально были атеистами. Так нас воспитывало общество. По кыргызским обычаям я, старший внук, рос у бабушки. Дедушку не застал. Он участвовал в освобождении Украины от фашистов во время ВОВ, получил тяжелые ранения, был комиссован, но скончался рано, в 1946 году. По словам бабушки, он был очень верующим человеком, как и она сама. Помню, бабушка читала намаз в течение дня, молилась перед сном, у меня за спиной шептала молитвы-обереги. Мне она все это не навязывала, но, еще учась в школе, в трудные минуты или перед экзаменом я невольно обращался к Богу. И в боевой обстановке это происходило. Все мы там обращались к Господу.
- Те, кто вернулся с поля боя, нередко рассказывают о каких-то невероятных событиях, которые объяснить иначе чем Божьим вмешательством невозможно. Вы с чем-то подобным сталкивались?
Абдыгул Чотбаев: Есть такое правило: во время ночевки взвод делится на три группы: одна спит, вторая - по периметру, третья - на взводе. И по очереди все меняются. В Лагмане ,на границе с Пакистаном, случилось так, что буквально весь взвод, и я в том числе, уснул. В какое-то мгновение меня будто кто-то растолкал. Я проснулся со странным чувством, что на нас не просто наступают, а с двух сторон. По сути так оно и было С одной стороны очень близко к нам подошли душманы, с другой - Руслан Аушев со своими ребятами. Пришли проверять нас, ну и застали спящими. Получили от него мы, конечно, заслуженно. Мы с Русланом Султановичем тогда даже схлестнулись. Но, как это часто бывает, подружились и дружим до сих пор.
- По прошествии стольких лет вы по-прежнему считаете, что советская военная кампания в Афганистане была необходима?
Абдыгул Чотбаев: Однозначно. Этого требовала военно-политическая обстановка в мире. Другое дело, как я неизменно говорю, что уж если вошли, то не надо было выходить. В этом я как военный убежден. Тем более, что, несмотря на окончание холодной войны, глобальное геополитическое противостояние продолжается. И сегодня мы все это наглядно наблюдаем. Более того, не войди мы тогда в Афганистан, сегодня горячих точек, спровоцированных западными политическими силами, было бы еще больше. Под большим вопросом, полагаю, было бы даже существование наших центральноазиатских республик.
- Какой вам сегодня видится ситуация в Афганистане, в том числе в контексте ухода американских войск? Насколько, по-вашему, адекватно лидеры региона оценивают угрозы, исходящие из этой страны?
Абдыгул Чотбаев: Об угрозах со стороны Афганистана говорят постоянно. Нужно при этом понимать, что "Талибан"* (* - организация признана террористической и запрещена в РФ), пришедший там к власти, не настроен агрессивно в отношении центральноазиатских республик.
- Но ведь, помимо официальной власти, там есть разрозненные экстремистские группировки, состоящие в том числе из выходцев из ЦА?
Абдыгул Чотбаев: Все так. Но это, в первую очередь, их внутренние проблемы, их борьба за власть. Кстати, талибы, да в принципе и афганцы, по-прежнему очень дружелюбно относятся к шурави - советскому солдату. Многие до сих пор сносно, без переводчика говорят на русском.
- Насколько сегодня состоятельны вооруженные силы Кыргызстана?
Абдыгул Чотбаев: Я причисляю себя к тем, кто участвовал в "заливке фундамента" национальной армии после развала СССР. И всегда провожу такую параллель: наша армия растет, как ребенок, который сначала учился ползать, сидеть, потом ходить, читать. Все поэтапно. Да, после потрясений, которые постигли республику в разные годы - ошские, баткенские события, недавние трагические столкновения на южных рубежах,- армии начинают уделять усиленное внимание. Потом, в моменты затишья, оно ослабляется. И это, на самом деле, нормально.
- Не дай бог, конечно, но, в случае необходимости, справимся ли сами с защитой рубежей без посторонней помощи?
Абдыгул Чотбаев: Как всегда говорил мой отец, и я с ним согласен, если бы не русский Иван, мы бы с тобой были рабами, если бы остались живы... Так исторически сложилось, что без России нам никак. И если мы говорим о министерстве обороны КР, то до сих пор наибольшую помощь ему оказывает именно Российская Федерация.
- Играет ли какую-то роль в обороноспособности Кыргызстана русский язык?
Абдыгул Чотбаев: Сначала хочу сказать про кыргызский язык. В военном деле он наше преимущество, особенно когда речь идет о шпионаже и радиоперехвате. Нужно очень хорошо постараться, чтобы понять, о чем говорят между собой два кыргыза (смеется), как и в случае с любыми другими национальными языками.
- Вы хорошо знаете кыргызский?
Абдыгул Чотбаев: Прекрасно! Что не мешает мне знать русский и говорить на нем. Вообще, сегодня тема русского языка, вы это сами видите, болезненная. Провокаторы под националистическими лозунгами делают все возможное, чтобы дискредитировать сотрудничество, дружбу Кыргызстана с Россией, умалить значение русского языка.
Если мы говорим о коммуникациях между военными, то русский язык, конечно же, играет огромную роль. Опять же контакты в рамках ОДКБ, ШОС, те же самые учения - все это происходит на языке международного общения, русском. Его нужно знать нашим военным еще и потому, что они учатся и повышают квалификацию в российских военных вузах.
Кстати, что касается обучения в российских заведениях, опыт военных РФ в последние годы в Сирии, в рамках СВО уникален. И нашим офицерам просто необходимо перенимать эти знания. Хочешь мира - готовься к войне... По сей день это выражение не утратило своей актуальности.
- Чего бы вы пожелали вашим однополчанам, ветеранам-афганцам в преддверии памятной даты?
Абдыгул Чотбаев: Я провел небольшой анализ. Сегодня мои сослуживцы-афганцы проживают в самых разных точках планеты. Конечно же, в России, Казахстане, кто-то - в Америке, Германии, Израиле, Канаде и даже Австралии. Но куда бы ни забросила нас судьба, мы продолжаем общаться. Неизменными остались наши жизненные ценности и взгляды. И сегодня хочу пожелать нам всем крепкого здоровья, семейного счастья, мира и добра. Ведь этого - мира и добра - в наши дни осталось так мало...
Справка "РГ"
В Афганистане в составе советских войск проходил службу 7141 солдат из Киргизской ССР. Погибло 249 человек, четверо пропали без вести. Более полутора тысяч военнослужащих получили ранения и контузии.