15.02.2024 18:55
Культура

Мариинский театр приедет на трехдневные гастроли в Москву

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №35 (9277)
За пультом на всех спектаклях Мариинского театра на московских гастролях - Валерий Гергиев. / Константин Завражин
Читать на сайте RG.RU

Гастроли Мариинского театра на Исторической сцене Большого театра России, Москва, 23-25 февраля

Трехдневный блиц оперной труппы Мариинского театра в афише Большого возник недавно и неожиданно как знамение того, что теперь у театров генеральный директор один на двоих - Валерий Гергиев. И посвящен он 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова.

Первым спектаклем 23 февраля станет "Псковитянка" с прологом "Боярыня Вера Шелога", 24 февраля будет показана "Ночь перед Рождеством", а 25 февраля дадут "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". За дирижерским пультом всех спектаклей - Валерий Гергиев. Таким образом, из 15 опер, созданных Римским-Корсаковым, мариинцы покажут в Москве четыре из имеющейся в их репертуаре дюжины. Эти гастроли, можно сказать, станут прологом насыщенных событиями юбилейных торжеств, что задуманы двумя театрами. Все постановки, которые приедут в Москву, масштабные (спектакли длятся три или четыре часа), красивые, решенные в стиле старых театральных традиций.

"Псковитянка" - оперный первенец и самый "трудный ребенок" Римского-Корсакова. Это единственное в мировом оперном искусстве произведение, работа над которым продолжалась - в той или иной форме - 35 лет. И после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о "Псковитянке" не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера - "Боярыня Вера Шелога" в качестве пролога. Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Нынешнюю сценическую версию поставил режиссер Юрий Лаптев, а за подбор декораций и костюмов отвечал Вячеслав Окунев. Премьера состоялась весной 2008 года.

"Ночь перед Рождеством" - это "быль-колядка" - так определил жанр своего творения сам автор. Колядка как обрядовая песня, колядование как общинное действо, Коляда как солнечное божество - вот что особенно интересовало композитора. Архаичные напевы он вплел в музыкальную ткань оперы, из оперного хора создал веселую, яркую, шумную толпу колядовщиков. Премьера представляемого в Москве спектакля в постановке Ильи Живого и сценографии Ксении Пантиной (костюмы Варвары Евчук) была сыграна в январе 2021 года.

"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - последняя большая эпическая опера Римского-Корсакова. Эту оперу Мариинский театр показывает в постановке Алексея Степанюка с костюмами Ирины Чередниковой.

Кстати

Ответный визит в Северную столицу нанесет вскоре и труппа Большого театра. На сцене Мариинки с 27 по 29 февраля представят еще одну оперу Римского-Корсакова - "Царская невеста".

В Мариинском театре поставили оперу Беллини "Пуритане"
Музыкальный театр Москва