Эксперт подчеркнул, что на сегодняшний день уже можно признать, что правительство вовремя подставило плечо российскому бизнесу в деле стабилизации ситуации, касающейся продовольственной безопасности населения. Ведь результатом западных санкций против нашей страны в том числе должна была стать остановка российского завода шведско-швейцарской компании, производящей упаковку для молочных и прочих продуктов - TetraPak.
"Правительство Швеции жестко отказало даже своей известной компании исключить, исходя из гуманитарных соображений, некоторые виды продукции из всего списка запрещенных к импорту в Россию", - отметил Кодзоев.
Вследствие этого российским производителям упаковки не оставалось ничего другого, как решать проблему со своим правительством. В итоге некоторая "турбулентность" рынка была успешно преодолена, в том числе благодаря переориентации импорта из дружественных государств, прежде всего из Китая, подчеркнул эксперт.
Однако переориентация импорта является только временной мерой на пути к продовольственному и технологическому суверенитету. Поэтому в марте 2023 года кабмин принял меры для стимулирования отечественных производителей упаковки, включая возврат в сентябре 2023 года таможенной пошлины в отношении различных видов упаковки. А в декабре 2023 года была утверждена дорожная карта, призванная обеспечить потребности бизнеса в критических видах полимерной упаковки.
По мнению Кодзоева, оценить в полной мере средне- и долгосрочный экономический эффект от мер, принятых в 2023 году, на данный момент представляется довольно затруднительным.
Во-первых, отметил он, с момента их введения прошло менее года. Во-вторых, еще не прошли сроки сдачи налоговой отчетности предприятиями за минувший год, на основе которой, в соотнесении с данными ФТС, можно было бы оценить долю отечественной и импортной продукции в сфере производства продуктовой упаковки. "Тем не менее, ожидается, что принятые решения положительно скажутся на локализации производства критических видов упаковки и защитят отечественного производителя от конкуренции с более дешевой продукцией из Китая. Ведь одним из вызовов для наших "упаковщиков" стала конкуренция с китайскими производителями, которые имеют более низкую стоимость сырья и экспортную поддержку", - констатировал Кодзоев.
Впрочем, не стоит упускать из внимания тот факт, что вопрос государственной поддержки критических отраслей российской промышленности, в общем, и отдельных отраслей химической промышленности, в частности, прорабатывался и до 2022 года. А пакеты санкций на различные сферы хозяйствования вводились с 2014 года.
Кроме того, серьезным стимулом для локализации производств, о словам эксперта, послужила пандемия COVID-19, вследствие которой вопросы протекционизма собственной промышленности актуализировались как для России, так и для других крупных экономик, включая США и Китай.
В качестве мер поддержки, реализуемых Правительством и Минпромторгом, выступали различные инструменты, такие как Специальные инвестиционные контракты, механизмы льготного кредитования, постэкспортное финансирование и иные меры.
Также постановлением кабмина в апреле прошлого года были утверждены приоритетные направления проектов технологического суверенитета, в числе которых разработка и производство упаковочных комбинированных материалов. Под комбинированными упаковочными материалами подразумевается упаковка, состоящая из различных материалов. К примеру, пакет молока, состоящий из полиэтилена и картона снаружи, алюминиевой фольги посередине и специального полиэтилена внутри для безопасного контакта с продуктом.
Общая доля рынка компаний, занятых в упаковочном бизнесе, традиционно высока перед импортными компаниями. В частности, сфера производства упаковки на основе полимеров в 2015 году была импортозависима на 15%, а к 2020 году она снизилась до 12,5%, в 2021 году - 12,4%, а в 2022 году после обострения геополитической обстановки зависимость от импорта снизилась до 9,7%. Это с учетом переориентации на дружественные государства.
Похожая тенденция наблюдается в производстве целлюлозы и картона. Там в 2015 году зависимость была в районе 6%, снизившись до 5% в 2020 и 2021 году и до 4% в 2022 году. Производство гофрированного картона и бумаги, а также тары на их основе, в 2015 году было зависимо от импорта на 10%, снизившись до 3,6% в 2022 году.
Компании, производящие прочие изделия из бумаги и картона, включая упаковки для различных видов продуктов, снизили зависимость с 22,9% в 2015 году до 14,7% в 2022 году, сохраняясь на уровне около 17% в 2020 и 2021 году.
Подводя итог, Кодзоев отметил, что в сфере упаковки для продуктов импортозамещение идет успешно. Эксперт подчеркнул, что принятые кабмином меры поддержки рынка и национальной продовольственной безопасности, включая отмену таможенных тарифов на импорт упаковки из дружественных стран, дали возможность преодолеть шоковые последствия резких ограничений со стороны европейских компаний и государств.
"Однако импортозамещение на самом деле призвано не просто переориентировать импорт, а напротив, развивать полный цикл производства на территории государства, для чего, собственно, и были приняты новые меры Правительства. Тем более, что даже в условиях переориентации импорта доля российских компаний на рынке упаковки продуктов продолжает расти. Поэтому есть все основания надеяться, что решения, принятые властями в прошлом году, позволят развить этот успех", - заключил эксперт.