22.02.2024 11:50
Культура

В Казани открылась выставка произведений из Эрмитажа, создающих иллюзии

Текст:  Олег Корякин
В Казанском Кремле в Центре "Эрмитаж-Казань" открылась выставка "Не верь глазам своим. Иллюзии в искусстве" из собрания Государственного Эрмитажа. Здесь представлено более 250 обманок, то есть произведений, которые являются не тем, чем кажутся на первый взгляд.
Читать на сайте RG.RU

Среди них живописные полотна, скульптуры, изделия из серебра, стекла, фарфора и цветного камня, а также предметы мебели. Вот только спешить с выводами, какой именно экспонат сейчас перед вами и из чего он сделан, не стоит. Как заметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, эта выставка очень рифмуется с "Играми Будущего", открывшимися в Казани, где виртуальность и иллюзорность перекликаются с реальностью.

В первом зале взор на себя обращает портрет польского короля Яна Собеского в массивной деревянной раме. Но куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева, предлагает подойти поближе и присмотреться. В действительности это шпалера из шерстяной и шелковой нити, исполненная с картины Рембрандта.

А рядом с ней декоративное панно "Детская вакханалия" фламандца Мартина Йозефа Геерартса, выдающее себя за скульптуру. В двух метрах от работы кажется, что это мраморный барельеф.

В Казани открылась выставка произведений из Эрмитажа

Поражают своей реалистичностью и натюрморты-обманки швейцарца Иоганна Каспара Фюссли. Выглядят они как слегка смятые рисунки, изображающие пастораль, прибитые гвоздиками к гладко выструганным доскам. Но на самом деле это картины, написанные маслом на холсте!

Путин в Казани открыл первые в истории "Игры будущего"

Немало в экспозиции полотен, как бы сейчас сказали, с 3D-эффектом, когда герои или предметы словно слегка вываливаются в нашу реальность. К слову, о 3D. Органичной частью выставки стали всевозможные мультимедийные инсталляции. Здесь можно создать свою композицию из ракушек на огромном планшете и даже сыграть в крестики-нолики с ожившим портретом.

Символом выставки сделали картину Жана Луи Ланевиля "Мальчик у занавески". Ее герой, напротив, приглашает заглянуть в его пространство, как в некое Зазеркалье.

Еще один ключевой персонаж экспозиции - муха. Еще с эпохи Возрождения художники изображали на своих произведениях этих насекомых, чтобы подчеркнуть мастерство, а заодно разыграть публику. Мухи были нарисованы столь искусно, что зрители невольно пытались смахнуть их с полотна.

На выставке есть подобная работа, но живописью эта тема не исчерпывается. В экспозиции можно увидеть изделия из фарфора, на которых сидят мухи. Но здесь они не просто забавы ради. Как поясняет куратор Наталья Бахарева, ранний европейский фарфор производился зачастую с погрешностями. Их-то и маскировали насекомыми.

А вот мухи внутри бокалов и рюмок изображались для того, чтобы разыграть и повеселить выпивающую публику. Когда в них наливали горячительные напитки, мухи казались еще более объемными и будто бы шевелились вместе с жидкостью.

Было бы странно, если бы обманки не использовали в сугубо утилитарных целях. Например, чтобы скрыть нечто от любопытных глаз. Пожалуй, самый большой экспонат на выставке - книжный шкаф красного дерева. Золотистые корешки старинных фолиантов радуют глаз. Да только книги здесь мнимые, как и сам шкаф. На самом деле это ложная дверь в одной из библиотек Зимнего дворца. За ней находилась потайная лестница.

Михаил Пиотровский - о виртуальном музее и политике изоляции

В завершающих выставку разделах публике на десерт приготовили фарфоровые изделия, имитирующие еду. Некоторые из них, например лукошко с грибами и капустой, похожи на оригиналы лишь условно, но сами по себе являются произведением искусства. А вот масленка в виде румяной баранки столь реалистична, что, как со смехом вспоминает Наталья Бахарева, коллеги, увидев ее на полке, решили, что это она забыла свой перекус.

С фарфором 19-го века соседствуют современные изделия Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, которые продолжают традиции обманок. Специально для выставки в Казани художники изготовили серию великолепных работ. Здесь и порезанный черный хлеб с чесноком, и пельмени, и яичница-глазунья. Вид их, помимо эстетического наслаждения, пробуждает аппетит. А это ли не высшее проявление искусства?

Прямая речь

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

- Трудно представить себе более увлекательную выставку, где можно ходить, рассматривать, сравнивать, где все закручено в интригу. Это прекрасная возможность рассказать о европейской и русской культуре. Словом, это красиво, интересно, замечательно, но в то же время очень серьезно. Данная выставка об иллюзорности. Должно ли искусство быть иллюзорным, это игрушка или здесь все серьезно, и надо ли использовать иллюзорность в искусстве вообще?

Культура Арт Татарстан