Компаниям все сложнее найти людей, которые смогут доставить покупателям приобретенные товары. Количество откликов на вакансии в логистической сфере снизилось в среднем на 40%, сообщили "Российской газете" в СДЭК. Подавляющее большинство курьеров сегодня - это мужчины, сообщили в ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС. Раньше логистические компании были нацелены в основном нанять молодых людей 18-37 лет, сейчас на рынке наблюдается смягчение возрастных и гендерных стереотипов, сообщили в СДЭК. Работающие в сфере доставки организации готовы привлекать женщин, студентов, пенсионеров, и автоматизировать внутренние процессы там, где это возможно.
Сейчас в России трудится 1,2 млн курьеров, сообщили в ассоциации МАКС. Но этого недостаточно. Открытых вакансий для курьеров насчитывается 36 тысяч, посчитали в hh.ru. Однако по одному объявлению могут наниматься десятки сотрудников. В 2024 году дефицит кадров может составить 250-300 тысяч доставщиков. Постепенно он увеличивается. В июне 2023 года МАКС оценивала количество недостающих курьеров в 200 тысяч человек.
Наибольший интерес для компаний представляют курьеры с собственным автомобилем или хорошим опытом вождения. "Почти по всем регионам России водитель курьер будет в топе вакансий", - говорит Елена Кузнецова, директор института "Яков и Партнеры". В общей сложности на вакансии курьеров в крупных городах приходится до 7% всех объявлений о работе, посчитали в Авито.Работа. "Это связано с тем, что крупные игроки интернет-торговли освоили мегаполисы, большинство крупных областных центров, но продолжают осваивать более мелкие города и райцентры. Поэтому курьеров нужно много, во всей стране", - отмечает Кузнецова.
Доставку в 2023 году начали осваивать крупные ретейлеры.
С выходом на рынок интернет-торговли продуктами ретейлерам потребовалось большое число курьеров. А маркетплейсы, в свою очередь, начали торговлю продуктами, которых раньше не было в их ассортименте, что также увеличило объем курьерской доставки.
За последние три года онлайн-торговля в России выросла в два раза, с 3 трлн до 6 трлн руб., свидетельствуют данные АКИТ и Сбера. При этом активно идет процесс локализации интернет-торговли. То есть если в 2017 году 36% всех товаров по интернету приобреталось в зарубежных интернет-магазинах, то сейчас на них приходится лишь 3%, а остальные 97% покупок совершаются в российских интернет-магазинах и, соответственно, доставляются в основном в пункты выдачи или курьерской доставкой, что увеличивает нагрузку на курьерские сервисы.
Быстрее всего растет сегмент доставки продуктов и готовой еды, на 47% за год, посчитали в Infoline. Максимальный рост пришелся на четвертый квартал 2023 года, что говорит о том, что объем торговли продуктами ускоряется. За год число россиян, пользующихся заказом продуктов онлайн, выросло до 59%, в прошлом году их насчитывалось 34%.
Не весь объем онлайн-торговли продуктами приходится на курьерскую доставку. Маркетплейсы стимулируют самовывоз этих товаров, чтобы снизить нагрузку на курьеров. Для этого они проводят акции и бонусы.
Немного снизить потребность в курьерах можно за счет автоматизации работы. К примеру, оптимизировать работу курьеров помогает выбор удобного интервала доставки, перенос времени, рассказывает руководитель отдела массового подбора персонала СДЭК Виталина Бачерикова. Постепенно в работу внедряются роботы-помощники. К примеру, они могут выполнять работу по сортировке товаров на складах. В СДЭК сообщили, что такие роботы работают на складе компании в Санкт-Петербурге уже несколько лет.
Внедрение роботов происходит и в доставке. Удвоить их количество в 2024 году планирует компания "Яндекс". Правда, даже если этот план будет осуществлен, количество роботов-курьеров вырастет до 260 штук. Поэтому ощутимого эффекта от этого вида автоматизации придется подождать, пока количество таких доставщиков не вырастет.
Благоприятную среду для развития интернет-торговли создает высокая доля удаленного и гибридного формата работы, считает директор Северо-Центрального филиала hh.ru Ирина Кортусенко. Такие сотрудники дома, но у них нет времени ходить по магазинам. Они заказывают домой продукты, товары и готовую еду. Кроме того, доставка открыла новые возможности для категорий, которые и ранее были заинтересованы в том, чтобы товары доставлялись домой, но к этому не была готова инфраструктура: пенсионеры, инвалиды, мамы с маленькими детьми - все они являются постоянными пользователями сервисов покупки товаров с доставкой.
Решить проблему нехватки курьеров компании стараются за счет повышения заработной платы. За год зарплаты выросли на 60%, сообщили в СДЭК. Сейчас средний доход курьера варьируется от 70 до 100 тысяч рублей. При этом те, кто работает на автомобиле, может зарабатывать в два раза больше. Автокурьеры получают в среднем 140 тысяч рублей, в то время как пешие, работающие на электросамокатах и велосипедах - 75-80 тысяч рублей. Это высокий уровень заработка для неквалифицированного персонала, и возможность хорошо зарабатывать привлекает многих. "Курьерские службы оттягивают кадры из других отраслей", - говорит Елена Кузнецова. По уровню зарплаты они соревнуются со многими профессиями, в том числе с рабочими, и наиболее распространенными профессиями сферы услуг. Поэтому в курьеры уходит много дворников, продавцов, кассиров, сборщиков заказов. "Мы слышим истории от клиентов, что в курьеры уходят даже токари", - рассказывает Кузнецова. Также среди курьеров появляется все больше студентов, которые трудятся в свободное от учебы время. Сейчас около 15-20% курьеров совмещают подработку с учебой.
В текущем году рост рынка курьерской доставки продолжится и составит от 20% и выше, сообщили в МАКС. Гонка зарплат усилится, как и внутриотраслевая конкуренция за исполнителей, считают в ассоциации.