27.02.2024 03:00
Экономика

Креативные индустрии могут стать опорой "новой экономики"

Текст:  Александр Гавриленко
Российская газета - Спецвыпуск: Устойчивое развитие №42 (9284)
В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о развитии креативных индустрий. В ноябре 2023 года он был принят в первом чтении. Эксперты говорят, что сегодня это самая быстрорастущая отрасль в мире. И наша страна как один из главных "производителей" культурных концепций и смыслов может внести огромный вклад в этот процесс.
Документальный фильм "Выход" якутских режиссеров был номинирован на "Оскар". / kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Конечно, наибольшая доля креативной экономики России сосредоточена в Москве. Но есть регионы, которые научились создавать дорогие интеллектуальные продукты, несмотря на удаленность от столицы или другие факторы. В этом смысле шансы на успех и устойчивое развитие есть у всех.

- Один из наиболее ярких примеров - Якутия. Территория в нескольких тысячах километров от Москвы, со сложной логистикой и резким климатом, со своей спецификой пространства и культуры, - при этом сумела создать уникальные точки роста, - говорит гендиректор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. - Еще несколько лет назад термин "якутское кино" воспринимался некоторыми чуть ли не как шутка. На широкий внутренний спрос рассчитывать не стоило. Поэтому ребята сразу ориентировались на международный рынок. И у них получилось привлечь к себе внимание. Феномен якутского кино стал мировым, собрав за последние пять лет целый букет серьезных международных премий. В том числе номинацию на "Оскар" в 2022 году. Если 10 лет назад они снимали порядка 8 картин в год, то сегодня - по 20-30 фильмов.

Другой пример - Нижний Новгород, где из локальной частной инициативы родилось огромное культурное явление - крупнейший в стране фестиваль медиаискусства "Интервалы" (INTERVALS). Первые четыре года он проходил исключительно по частной инициативе, но потом на него обратили внимание местные власти. Город начал его поддерживать, и проект получил новый драйвер. В итоге минувшей осенью фестиваль посетили рекордные 150 тысяч участников.

Примечательно, что обучение по соответствующим профилям предлагают уже не только частные компании, но и крупные вузы. Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону) в 2022 году открыл кафедру "Креативные индустрии", которую возглавила народная артистка России Анита Цой.

В двух образовательных учреждениях Перми создадут школы креативных индустрий

- Изначально к нам обратилось региональное министерство культуры с запросом на то, чтобы наладить на Дону подготовку кадров в области культуры. Уже много лет у нас есть сильные образовательные учреждения в области искусства (филиал ВГИКа, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова), а вот вуза, который бы готовил управленцев и профильных специалистов для отрасли культуры, - нет, - рассказал "РГ" декан факультета Денис Дубовер. - Поэтому ДГТУ фактически взял на себя функцию вуза культуры, за год отлицензировав и запустив реализацию сразу нескольких программ. Конечно, нам важно было предложить абитуриентам и стандартные, и уникальные творческие треки. Практически сразу мы запустили совместный проект с Детской джазовой школой им. Кима Назаретова, впервые на Дону открыли программы по арт-менеджменту, руководству творческими коллективами (театром, танцевальной студией). В итоге все это органично трансформировалось в создание отдельной кафедры.

Сегодня на ней развивается практически весь спектр креативных индустрий. Акцент делается на музыкальной эстраде и хореографическом искусстве. Но также очень востребованной оказалась подготовка руководителей студий фото- и видеопроизводства.

- Как показывает практика, современные креативные индустрии не могут быть оторваны от технологий даже в традиционных своих форматах - музыки и танца. Поэтому все кафедры факультета активно сотрудничают между собой, рождая ежегодно десятки различных творческих и медийных проектов, - отмечает декан.

Конечно, не все идет гладко. Например, "культура отмены" и экономический бойкот, объявленный нашим предпринимателям на Западе, привел к практически полной блокировке деловых отношений с коллегами в ЕС и США, говорят эксперты.

Обучение основам креативной индустрии предлагают уже и крупные вузы

- Нам необходимо думать о масштабировании проектов и искать открытые рынки. В прошлом году мы провели большую работу и увидели заинтересованность со стороны довольно крупных стран и регионов, - говорит Игорь Намаконов. - Например, неожиданно "выстрелила" Индонезия (а это почти 275 миллионов человек и стабильно растущая экономика), а также Таиланд, Индия. Понятное дело, нам очень интересен Китай. Очень мощно в этом секторе развивается Южная Корея - достаточно посмотреть, какое влияние на мировую поп-культуру оказали их кинопроекты "Паразиты" и "Игра в кальмара", а также бой-бенд BTS.

Есть перспективы в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и даже Африки. Но на выстраивание новых устойчивых экспортных цепочек потребуется минимум два-три года.

Развитие защиты интеллектуальной собственности - еще один блок, требующий времени, но принципиально важный для привлечения инвестиций в креативный бизнес.

Ученые оценили влияние креативных индустрий на экономику городов "второго эшелона"

- К счастью, ситуация в этой части заметно меняется. Например, в прошлом году в Москве российский режиссер получил 50 миллионов рублей кредита под залог сценария, - говорит гендиректор Федерации креативных индустрий. - Это первый случай, но он открывает новые возможности. Благодаря таким примерам российские банки станут лучше понимать потенциал креативно-индустриальной среды, начнут разрабатывать для них новые банковские продукты.

Среди прочих проблем отрасли называют дефицит кадров, неудовлетворенный спрос на грамотных продюсеров и управленцев. Есть вопросы к тому, как будут решаться задачи межведомственного взаимодействия в регионах и появится ли в России единый федеральный орган управления развитием инфраструктуры.

- В правительстве России уже поставили цель: доля креативных индустрий в экономике страны должна достичь шести процентов ВВП к 2030 году. Это амбициозная, но выполнимая задача. Законопроект, который готовится ко второму чтению, должен ускорить процесс синхронизации действий профильных ведомств и инфраструктурных акторов. Мы видим реальную заинтересованность государства и понимаем, что креативные индустрии уже получили зеленый свет, - резюмирует Игорь Намаконов.

Отрасли