27.02.2024 10:53
Иваново

В Иванове предложили необычный формат продвижения своей продукции

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Экономика Центрального округа: №42 (9284)
Образцы текстиля, одежды, мебели, посуды и игрушек, выпущенных в регионе, увидят гости города благодаря арт-проекту "Мода - народу! От ситца до дивана". Масштабные инсталляции, показывающие связь народных промыслов и русского авангарда с дизайнерскими находками XXI века, разместили в одном из залов ивановского железнодорожного вокзала. Прямых продаж на выставке не предполагается (сувениры - исключение), но любой посетитель может легко найти контакты понравившихся производителей. Большинство участников выставки - малые и средние предприятия. Им нестандартное продвижение сегодня особенно необходимо, чтобы занять на рынке ниши, освободившиеся в связи с событиями последних двух лет.
Суть проекта — показать эволюцию дизайнерской мысли и развитие традиций, характерных для ситцевого региона. / Татьяна Ткачёва/РГ
Читать на сайте RG.RU

О том, что ивановские компании начали активно инвестировать в развитие производства, говорит статистика Корпорации МСП. По итогам 2023 года область заняла третье место в стране по объему вложений в модную индустрию, привлеченных в форме кредитов и поручительств с господдержкой. Всего в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство" компаниям выдали почти 36 миллиардов рублей, что на 44 процента превышает показатель 2022 года и вдвое - уровень 2021-го.

- Производители одежды, ткани и изделий из кожи в минувшем году привлекали средства на развитие бизнеса и расширение производства, в том числе на приобретение оборудования и материалов. Лидеры по объему финансирования: Москва - 7,16 миллиарда рублей, Московская область - 4,26 миллиарда, Ивановская область - 3,9 миллиарда, - сообщили в Корпорации МСП.

Также в топ-6 вошли Санкт-Петербург и Свердловская область, их предприятиям досталось заметно меньше заемных средств - 1,85 и 1,44 миллиарда соответственно.

- Помимо финансовой поддержки (инвесткредиты по льготной программе, "зонтичные" поручительства, льготный лизинг оборудования) предприниматели могут получить помощь в сбыте продукции через специальный проект для поддержки отечественных брендов "МСП шьет". Сейчас обрабатываем первый пул заявок, - добавили в корпорации.

Серийную продукцию аккуратно вписали в историко-художественный проект, который вызывает интерес у посетителей

Ивановская область для привлечения интереса к своим брендам применила, можно сказать, ноу-хау. Серийную продукцию аккуратно вписали в историко-художественный проект, который вызывает интерес как у индивидуальных посетителей, так и у групп, осматривающих город с гидами.

Региональный Центр развития туризма и гостеприимства, департамент экономического развития и торговли и культурно-просветительский фонд "Магия моды" собрали внушительных размеров экспозицию, мимо которой почти невозможно пройти. Красные полотнища тканей, натянутые от пола до потолка, манекены в ярких костюмах, большие стенды с дореволюционными ситцами привлекают внимание и тех, кто только прибыл в Иваново по железной дороге, и тех, кто подходит к вокзалу с улицы: в выставочном зале панорамные окна.

На ЧЭМК начали остановку электродного производства для переноса завода за город

Суть проекта - показать эволюцию дизайнерской мысли и развитие традиций, характерных для ситцевого региона. От подражания народным вышивкам в рисунках набивных тканей - через поиски советских художников-конструктивистов, делавших ставку на простоту и функциональность, к современной интерпретации этого богатого наследия.

Историческую часть выставки подготовил Музей ивановского ситца, где хранится более 550 тысяч образцов текстиля и рисунков для тканей (кроков). Его сотрудники отобрали и прокомментировали узоры, характерные для разных этапов развития российской текстильной промышленности: дореволюционные розы и "восточные огурцы"; хризантемы и перья жар-птиц эпохи модерна; стилизованные тракторы, дирижабли, шестеренки и лампочки с агиттекстиля 1920-1930-х годов. Рисунки художников, работавших на ситценабивных фабриках теперешней Ивановской области, легко было встретить в быту - на платках и шалях, повседневных платьях и обоях.

А сегодня эти музейные образцы вдохновляют промышленных дизайнеров. Как раз такие примеры и представили в выставочном проекте. Кто-то прямо воспроизводит популярный узор, кто-то придумывает похожий. Так, Ольга Сальникова (творческая мастерская "Фарфоровая симфония") переносит на сервизы рисунки белоземельных ситцев конца XVIII века. Нарядная атласная скатерть, выпущенная ивановским ООО "41-й меридиан", отсылает к роскошной шали века XIX. Комбинат "Шуйские ситцы" выпускает хлопчатобумажную ткань с цветочным орнаментом на "кубовом грунте", то есть темно-синем фоне, который когда-то получали при ручной набойке с помощью красителя индиго.

Судостроение по механизму "квоты под киль" получило новые суверенные требования

Другой тренд - работа с наследием авангарда. Для Иванова это важная часть городской идентичности. Здесь сохранилась конструктивистская архитектура (собственно, железнодорожный вокзал - одно из таких примечательных зданий) и богатая - около 1000 образцов - коллекция агитационных тканей и рисунков к ним. Вариации на авангардную тему в последние годы стали активно использовать в сувенирной продукции. К примеру, "Маленький фарфоровый завод" (дочерний бренд фабрики "Моя забава") создает чайные пары и тарелки с орнаментами по мотивам агиттекстиля и архитектурными достопримечательностями Иванова. Лимитированные серии сумок-шоперов с кроками 1920-х заказывает у партнеров Музей ивановского ситца. У местных производителей можно найти, к примеру, шторы из поплина с винтовыми самолетами.

Продуктивна и ориентация на сами принципы конструктивистов, во многом заложивших основы промышленного дизайна. Это ведь они в период дефицита после Гражданской войны придумывали удобные и простые в производстве модели, костюмы для пионеров и фабричных рабочих. Организаторы выставки совместили реплики функциональной одежды столетней давности и ее современные аналоги - например, непромокаемый плащ из мембранной ткани, которую выпускает в Иванове компания "Меркурий", и куртку-бомбер из конопляно-льняного меха (сырье выращивают в Южском районе, перерабатывают в Подмосковье на фабрике "Мех Оретекс"). Рядом по импровизированным комнатам расставили мебель, производимую в Иванове и Родниках - от фабрик "Диана", "Армос", "Лорес" и различных ИП: складные стулья-стремянки, столовые гарнитуры, детские растущие стульчики, игровые наборы для малышей, кресла-мешки... В сочетании с одеждой и аксессуарами, также made in Ivanovo, получилась стильная презентация возможностей местного легпрома.

Где в Москве работают роботы-дворники с белорусскими комплектующими

- Идею выставки мы вынашивали около полутора лет. В Ивановской области развивается не только производство текстиля (которое существовало исторически), постельного белья и домашней одежды, но и модных вещей, и мебели, и игрушек, и фарфора. Здесь замечательное наследие: в Музее ивановского ситца собраны потрясающие образцы тканей и рисунков. Хотелось показать, как они могут быть перестроены на современный лад. Ведь европейская массовая одежда штампованная, в ней нет национальной самобытности. Нам нужно использовать свои традиции - и дореволюционные кроки, и наработки конструктивистов 1920-1930-х годов. Но - обязательно зная меру, чтобы это не выглядело развесистой клюквой, - отметила куратор выставки, президент культурно-просветительского фонда "Магия моды" Наталья Козлова.

Привлечь бизнес к нестандартному проекту было непросто, призналась руководитель Центра развития туризма гостеприимства Ивановской области Анастасия Грушецкая. Но, если учитывать положительные отзывы, подобные выставки могут стать регулярными.

Правительство расширило порт Тамань для постройки комплекса аммиака и удобрений

- Думаю, имеет смысл проводить конкурс дизайнеров и выставку на регулярной основе. Место очень удобное: вокзал - главная входная точка для людей, которые приезжают в Иваново и по делам бизнеса, и как туристы. Тут самая большая проходимость. Расписание "Ласточек" позволяет приехать из Москвы утром, а уже вечером отправиться домой, - пояснила "РГ" Анастасия Грушецкая. - И конечно, достижения в легкой промышленности - это то, что мы стараемся показать в первую очередь. Регион на третьем месте в стране по производству текстильной продукции. У нас появляются новые материалы: натуральные конопляные ткани, высокотехнологичные мембранные. Производители домашней одежды доказывают, что самые простые трикотажные костюмы могут выглядеть привлекательно.

Ряд текстильных предприятий начинает осваивать сферу промышленного туризма. В городе есть несколько агентств, через которые можно записаться на подобные экскурсии и увидеть производство своими глазами.

прямая речь

Дмитрий Тугушев, директор департамента экономического развития и торговли Ивановской области:

- Проект "Мода - народу!" интересен тем, что показывает, как можно преодолеть разрыв между промышленным производством и дизайнерами. А он у нас в стране огромный. Художники придумают коллекцию - и жалуются, что отечественные фабрики не могут ее отшить. Так там, может, технология не продумана, для массового выпуска не подходит... Или предприятия порой что-то выпустят - и удивляются, почему их товар не продается. Многие швейные производства избалованы корпоративными заказами: условному военному или нефтянику, по большому счету, все равно, какого кроя рукав на куртке, какого она оттенка... А потребительский рынок одежды, у которого в России большой потенциал роста, к таким вещам чувствителен. Там мода меняется чуть ли не каждую неделю.

Правительство продлило госпрограмму развития ОПК до 2034 года

Западные производители освободили некоторую часть рынка (к слову, не такую уж и большую), и для наших компаний это положительный фактор. Посмотрите, по всей стране производство одежды показало рост на 20-25 процентов, та же "Глория Джинс" как прибавила... Понятно, что крупным фирмам проще делать такие инвестиции. Но и у средних и малых есть возможность расшириться.

Ивановские компании активно пользуются господдержкой на лизинг оборудования, займами фондов развития промышленности - регионального (на суммы до 20 миллионов рублей) и федерального. Льготные инвестиционные кредиты - самый простой и понятный способ помочь производству. Финансировать оборотный капитал не так эффективно. Можно выделять бюджетные средства на рекламу и продвижение, но тут вопрос неоднозначный. Минпромторг начинал работу по популяризации российских брендов, и есть те, которые реально растут, а есть, увы, такие бабочки-однодневки... Какой прок давать фирме деньги на рекламу, если непонятно, кто вообще купит ее товар, нет внятного бизнес-плана, компетенций в продвижении. Или нет понимания, как она будет масштабировать производство, если реклама сработает и заказов резко станет больше.

Иваново