Аварии "не заметил"?
Эта шокирующая история в свое время потрясла многих. "РГ" узнала о ней уже после того, как попавший под колеса судейской машины велосипедист умер в больнице от полученных травм, и с тех пор мы следили за развитием событий, опубликовав несколько материалов. А самой резонансной стала статья "Машина-убийца - спецтранспорт судьи?" ("РГ-Неделя" от 18.12.2020 г.). Напомним детали трагедии почти четырехлетней давности.
Вечером седьмого апреля у 29-летнего жителя Краснодара Данилы Юханова разболелся зуб. Он сел на велосипед и поехал в аптеку. На повороте в него на скорости врезался внедорожник Toyota Land Cruiser. От удара парень, отлетев на несколько метров, остался лежать на асфальте. Прохожие бросились к пострадавшему, а водитель иномарки уехал. Однако свидетели запомнили номер машины, авария попала на камеры видеонаблюдения, а на месте ЧП остались следы столкновения - накладка от зеркала и подкрылок.
На видеокадрах отчетливо видно, как автомобиль не притормозил, сбив человека, остановившись лишь через несколько кварталов у магазина на соседней улице. Благодаря оперативным действиям полиции этот внедорожник в считаные минуты был обнаружен. Патруль ДПС попросил водителя предъявить документы. Тот показал судейское удостоверение, после чего задвинул стекло и уехал. Однако вскоре отвечать на вопросы полицейских ему все же пришлось. Посмотрев видеозапись ДТП, Захарчевский свой автомобиль узнал. А вот момент аварии, по его словам, не запомнил, сославшись на плохое самочувствие и, как сказано в протоколе опроса, "затуманенные глаза и память".
За жизнь велосипедиста врачи боролись 4,5 месяца. Но в конце августа он умер от полученных травм. У Данилы осталась беременная жена и четырехлетний сынишка. Семья жила на съемной квартире, но, лишившись кормильца (Юханов - строитель, прилично зарабатывал), была вынуждена перебраться в общежитие - к родителям жены. Туда Юля вернулась из роддома с крошечной дочкой, появившейся на свет спустя четыре месяца после трагедии.
Зигзаги дела
После аварии судья попытался договориться с семьей пострадавшего, пообещав выделить на реабилитацию Данила миллион рублей. И уговорил его маму заключить соглашение. Причем предупредил, что платить будет строго по предоставленным счетам. "После первого же счета Захарчевский решил, что мы хотим на нем нажиться, - вспоминает Диана Матюшенко, сестра погибшего велосипедиста. - Он в три приема 150 тысяч перечислил маме и успокоился. Очнулся лишь после смерти брата, когда лечить было уже некого. А обещанный миллион он перечислил через полгода после смерти брата. К этому времени заключенное с ним соглашение мама отозвала, обратившись с соответствующим заявлением к председателю Краснодарского краевого суда.
Уголовное дело возбудили почти через месяц после смерти потерпевшего и спустя 5,5 месяца после судейского наезда. А его фигурантом было... "неустановленное лицо". Судья же фигурировал как свидетель и продолжал вершить правосудие. Более того, почти год после аварии Юрий Витальевич, уверявший, что страдает "помутнением сознания", ездил за рулем все того же черного внедорожника. И только когда адвокат погибшего парня пожаловался на работу местных силовиков, по поручению Александра Бастрыкина резонансное дело передали в центральный аппарат СКР.
После этого приезжать на работу Захарчевскому пришлось на другом авто: Land Cruiser направили на экспертизу в Ростовский филиал Центра судебных экспертиз минюста РФ. В заключении сказано, что потерпевший допустил выезд на встречную полосу, однако "водитель имел возможность затормозить, избежав наезда на велосипедиста". Основываясь на материалах, представленных сотрудниками Главного следственного управления СКР, глава ведомства пришел к выводу, что статус судьи Юрия Захарчевского в деле должен измениться - со свидетеля на обвиняемого. Дать согласие на это он попросил Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
Ее решения Захарчевский ждать не стал и уволился сам. Ход известный, ведь по закону неприкосновенными, то есть так называемыми спецсубъектами, считаются не только действующие судьи, но и те, что уже ушли в отставку. Однако существо дела это не меняло. Члены Высшей квалификационной коллегии судей РФ в феврале 2022-го дали согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Юрия Захарчевского по п. "б" ч. 4 ст. 264, ст. 125 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека, если оно сопряжено с оставлением места его совершения, и оставление в опасности").
Экс-судья попытался оспорить процедуру возбуждения уголовного дела в отношении судей. Он обжаловал решение ВККС сначала в Верховном суде, а затем в Конституционном суде, однако безрезультатно.
Шесть лет и семь миллионов
По решению прокуратуры, основанному на просьбе потерпевших, резонансное дело передали в Ростов-на-Дону, где его принял к производству судья Руслан Бакулев. В начале мая прошлого года он провел предварительное слушание, но к рассмотрению по существу из-за плохого самочувствия подсудимого приступил с середины минувшего лета. С тех пор Бакулев провел 30 заседаний, в ходе которых тщательно исследовал все обстоятельства наезда.
- Я давно в профессии и всякого насмотрелся, поэтому с полным правом могу назвать эталонным завершившийся в Ростовском областном суде процесс, - говорит Алексей Иванов, адвокат семьи Юхановых. - Бакулев провел процесс объективно и беспристрастно.
В ходе следствия и суда подсудимый не признал своей вины. Он считает, что пострадавший сам создал аварийную ситуацию, а его смерть в больнице наступила в результате врачебной ошибки. В последнем слове он не отрицал своего участия в ДТП, однако заявил, что "виновным себя не считает, так как в момент аварии он внезапно потерял сознание". Почему после столкновения с велосипедистом джип не остановился, Захарчевский объяснил тем, что "неуправляемый автомобиль ехал по инерции, пока не уперся в бетонную плиту".
Кстати, в период следствия экс-судья получил медицинское заключение о том, что он страдает тяжелым неврологическим заболеванием, при котором у больного случаются потери сознания. Других подтверждений диагноза, поставленного по странному совпадению вскоре после ДТП медиками одной из частных клиник Краснодара, Захарчевский не предоставил. Обращаясь к суду с последним словом, заявил, что оправдательные приговоры в российской судебной системе крайне редки, поэтому он не рассчитывает на оправдание, но просит избрать для него наказание, не связанное с лишением свободы. Его адвокат заявил, что подзащитного надо полностью оправдать. А представитель гособвинения запросил для Захарчевского 10 лет колонии. На реальном сроке наказания настаивала и мама погибшего велосипедиста. "Больше всего родных Данилы оскорбило то, что в течение следствия и суда он пытался свалить вину на кого угодно, в том числе на самого погибшего",- отметил Алексей Иванов.
Суд признал Юрия Захарчевского виновным по всем статьям предъявленного обвинения. За нарушение ПДД, повлекшее смерть человека, он приговорен к шести годам колонии-поселения. От наказания по статье об оставлении в опасности подсудимый освобожден в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Также частично был удовлетворен гражданский иск о материальной компенсации: Юрий Захарчевский должен заплатить родным погибшего семь миллионов рублей. Избранная экс-судье мера пресечения в виде запрета определенных действий продлена до вступления приговора в законную силу.
После его оглашения Юрий Захарчевский не стал комментировать журналистам решение суда и поспешил покинуть здание. Мать погибшего Зинаида Юханова заявила, что считает назначенное виновнику аварии наказание слишком мягким. При этом она отметила, что он так и не раскаялся, не принес извинения и не возместил ущерб. Женщина сказала, что намерена оспорить приговор.