Содержание
- Теория поколений Штрауса и Хоу: в чем суть
- Молчаливое поколение (1925-1944)
- Бэби-бумеры (1944-1967)
- Поколение Х (1967-1984)
- Миллениалы - Поколение Y (1984-2000)
- Зиллениалы
- Зумеры - Поколение Z (2000-2011)
- Поколение Альфа (с 2011)
- Зачем нужна теория поколений
Теория поколений Штрауса и Хоу: в чем суть
Теорию поколений разработали американские ученые Нейл Хоу и Уильям Штраус. Она была опубликована в 1991 году. Исследователи проанализировали историю с XVI века до наших дней и пришли к выводу, что общество развивается циклично, а люди, появившиеся на свет в определенный период, имеют подобный тип мышления и схожие ценности.
По мнению ученых, поколения сменяют друг друга каждые 20 лет. На людей в поколениях влияют одни и те же исторические события, тенденции в обществе. У них схожие модели поведения и общие убеждения. Благодаря жизненному опыту у людей появляется чувство принадлежности к своему поколению. Конечно, каждый человек индивидуален, но знание о поколениях позволяет легче найти подход к людям определенного возраста. Зачастую именно такой метод используют маркетологи при выборе целевой аудитории для своей продукции.
- Историки давно доказали, что в исторических событиях наблюдается цикличность. Она же присутствует и в теории поколений, - рассказала "РГ" доцент Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета Лариса Овчаренко. - Научным сообществом, как психологическим, так социологическим, теория не подтверждена, так как не проводилось длительных исследований, чтобы точно доказать, что те или иные черты присущи представителям конкретного поколения. В любом случае исследователи часто на нее опираются, чтобы составить среднестатистический социально-психологический портрет человека определенного времени.
Исследование Хоу и Штрауса не раз пересматривалось, изменялись временные отрезки для конкретных поколений. Мы же возьмем усредненную версию, встречающуюся чаще всего.
Молчаливое поколение (1925-1944)
Родившиеся в эти годы люди редко высказывают свои взгляды и идеи за пределами семьи. Такому поведению способствовали Вторая мировая война, цензура и доносы. Дети старались вести себя тихо и не выпячивать свое "я". Так это поколение и получило свое название.
- Распространяться о какой-то информации, делиться своими эмоциями, мыслями и чувствами было в то время небезопасно, - отмечает Член экспертного совета Федерации психологов образования РФ Лариса Овчаренко. - Представители этого поколения абсолютно все свои переживания и эмоции выражали либо в очень узком кругу, либо вообще не выносили за пределы собственного сознания.
Особенности и характерные черты
Основные черты "молчаливого" поколения:
- терпеливость,
- умение самозабвенно погружаться в работу,
- бережливость,
- экономность.
Они трепетно соблюдают закон и следуют установленным в обществе нормам.
Благодаря представителям "молчаливого" поколения СССР по результатам международного исследования был признан самой читающей в мире страной. По этому показателю советские граждане вдвое обогнали американцев, англичан и французов, а среднее время на чтение составляло 11 часов в неделю.
Это поколение подарило нам множество известных писателей, деятелей науки, художников и кинематографистов (Гагарин, Сахаров, Высоцкий, Евтушенко, Окуджава, Калатозов, Данелия). Именно они восстановили страну после войны, подняв ее из руин.
Бэби-бумеры (1944-1967)
В послевоенные годы коэффициент рождаемости вырос, что обусловило название этого поколения. Характер "бумеров" формировался на волне победы в войне, хрущевской оттепели, запуска спутника в космос и полета Гагарина, высоких достижений в медицине и образовании.
- "Бумеры" - это дети, воспитанные в эмоционально депремированном состоянии, в недостаточности и даже в отмене эмоций между детьми и родителями. С одной стороны, это оттепель шестидесятых с большим объемом свободы, но с другой, это дети, воспитанные молчаливым поколением, которым было не до эмоций, - комментирует психолог Лариса Овчаренко. - Поэтому они старались брать от жизни все, черпали эмоции откуда могли. Тогда в моде было все яркое, одежда, музыка, вся история со стилягами. В том обществе, где раньше все запрещали, вдруг начала появляться свобода, и все эмоционально насыщенное и яркое сразу же привлекало внимание молодежи. Этот особый эмоциональный посыл они передали уже своим детям: "я точно буду радоваться и хочу, чтобы мой ребенок был счастлив".
Особенности и характерные черты
"Бэби-бумеров" характеризуют:
- оптимизм,
- решительность,
- патриотизм,
- желание преуспеть в карьере и личностном росте,
- раннее создание семьи,
- интерес к спорту,
- крепкие дружеские отношения.
Они тяжело переживают глобальные перемены, недоверчивы к инновационным технологиям и гаджетам. По данным Роскомнадзора, представители "бумеров" предпочитают получать информацию из газет и телевидения. Сегодня они составляют пятую часть населения РФ.
"Бумеры" умеют и любят работать в коллективе, учатся делать что-то своими руками и готовы действовать ради светлого будущего всей страны. Особой ценностью они считают награду за свои достижения, словесную похвалу и признание за проделанное. Потерю работы представители этого поколения часто воспринимают как трагедию в жизни. И эту самую работу они нередко ставили на первое место в жизни. Статистика говорит, что, среди прочего, именно это привело к снижению рождаемости в последующие годы.
Поколение Х (1967-1984)
"Иксов" еще называют потерянным поколением. На становлении их характера сказались холодная война, вооруженный конфликт в Афганистане. На их глазах происходил крах идеалов и принципов всего советского, прошла перестройка. Именно "иксов" принято считать адептами космополитизма. В России к этому поколению принадлежат порядка тридцати миллионов человек.
- Потерянным это поколение называют в контексте исторических событий того времени. Дети росли в некой информационной "замороженности" и отсутствии возможностей для развития. Страна находилась в экономической стагнации, что не могло не повлиять на людей, на психологическую составляющую жизни, - комментирует эксперт Овчаренко. - Приходилось в минимальных ресурсах жить и обустраивать свой быт. Если родители закладывали в них ту радость жизни, которую сами переживали, здесь потрясения в стране не позволили прочувствовать те же эмоции. Во многом поэтому поколение "потерялось". Возникла несостыковка ожиданий и действительности.
Особенности и характерные черты
Поколение X характеризуют:
- адаптивность,
- устойчивость взглядов,
- техническая грамотность,
- прагматизм.
Они проявляют мало интереса к политике, при этом стремятся быть в курсе происходящего в мире и очень гибки в отношении перемен. В работе они умелые организаторы, знают, как сформировать хорошую команду и найти нужных исполнителей, чтобы своевременно достигать поставленных целей. Они действуют во благо своего будущего, но при этом им важно знать, что думают окружающие. Ненормированный график работы не подходит для представителей поколения X. Они предпочитают фиксированный режим, чтобы грамотно соблюдать баланс между карьерой и семьей.
"Иксы", как правило, менее патриотичны в сравнении с "бумерами", но сильно любят "малую родину", трепетно относятся к своим близким. Они стремятся дать своим детям все то, чего не было у них: внимание, заботу, материальную поддержку, помощь в получении образования, трудоустройстве и приобретении жилья. При этом им может быть трудно расстаться со своими накоплениями, если речь идет о личных тратах, а не о семейных.
Миллениалы - Поколение Y (1984-2000)
Название поколения произошло от латинского "миллениум", так как его представители родились на стыке тысячелетий. В России их сегодня наибольшее число - порядка 28,5 процента населения. Поколение Y сформировали распад Советского Союза, "девяностые", широкое распространение товаров из-за рубежа, мобильные телефоны, интернет и компьютерные игры.
- В этом поколении есть разрыв по времени. Например, в конце 90-х и начале 2000-х уже появилась надежда на стабильность. А если брать детей, родившихся в конце 80-х и начале 90-х, - они были вынуждены выживать, потому что родителям было фактически не до них, они занимались выживанием семьи, заработками на нескольких работах одновременно. Им было не до друг друга, - констатирует психолог Лариса Овчаренко. - Дети научились выживать. Они довольно пробивные, прорывные, хотя при этом не особо эмоциональные. Они умеют ставить цель и идти к ней, распихивая всех вокруг локтями, и в психологическом смысле тоже. И, конечно, этих целей добиваться.
Особенности и характерные черты
"Миллениалы" свободно самовыражаются. Именно на это поколение выпал расцвет субкультур. "Игреки" полагаются на себя, легко воспринимают новое. Они всеми силами пытаются продлить свою молодость, отсрочить факт взросления. Видя пример своих родителей, которые отдавали все, чтобы обеспечить их будущее, они не хотят повторять их судьбу и зачастую всерьез задумываются о создании семьи ближе к 30 годам.
- То, что "миллениалы" поздно заводят семьи и продлевают свою молодость, - абсолютно точно. Фактически у них такого эмоционально насыщенного детства не было, поэтому они и хотят продлить эту яркую историю, - отмечает эксперт. - И именно поэтому позже обзаводятся семьями. Более того, важно принимать во внимание прогресс в области медицины. Сейчас появляются возможности позже рожать детей. Если раньше женщине в 24 года в медкарте писали "старородящая", то теперь в этом возрасте девочки только начинают задумываться о беременности.
Развитие коммуникаций позволило "миллениалам" стать более общительными, но при этом социальные связи стали слабее. Умеющие быстро набирать сообщения представители "поколения большого пальца" знакомы с техникой с самого детства. Они независимы, индивидуальны, толерантны, аполитичны, не желают сковывать себя обязательствами, готовы учиться всю жизнь и предпочитают онлайн-формат занятий. В приоритете у них саморазвитие и получение удовольствия от жизни. "Игреки" привыкли, что жизнь часто меняется, технологии развиваются, во всей этой нестабильности невозможно быть уверенным в завтрашнем дне и в том, чем ты занимаешься сегодня. Поэтому горизонт планирования у поколения Y недолгосрочный.
Финансы для них существенны, это путь к успеху и свободе выбора. Однако у "миллениалов" нередко возникают экономические трудности, о чем свидетельствует рост числа займов и кредитов, которые берут люди в возрасте от 23 до 40 лет.
"Миллениалы" проводят много времени в интернете, откуда черпают основной объем информации и склонны ему излишне доверять. В Сети они чувствуют себя уверенно и комфортно.
Чаще всего "игреки" не любят офисную рутину и уверены, что от работы нужно получать удовольствие. Они хотят занимать почетные должности и получать высокую зарплату прямо сейчас, просто потому что присоединились к команде. Тем не менее, "миллениалы" стремятся быть квалифицированными в нескольких областях одновременно и изучать разностороннюю информацию, что является несомненным преимуществом в современном мире. В отличие от "иксов", они смело могут уволиться с работы, даже не найдя новое место, взять творческий тайм-аут и "поразмыслить".
Зиллениалы
Между поколениями Y и Z выделяют "зиллениалов", выросших в период перехода от аналогового мира к цифровому. Технологии играют значительную роль в их жизни. "Зиллениалов" волнуют мировые проблемы, связанные с экологией и дискриминацией. Они желают быстро самореализоваться и найти свое место в жизни. У них есть общие черты и с "миллениалами", и с "зумерами". На стыке поколений часто возникает недопонимание: для одних они еще маленькие, а для других - уже старые.
Зумеры - Поколение Z (2000-2011)
Родившиеся в двухтысячных не представляют, как выглядел мир без цифровых технологий и интернета. Название поколения произошло от английского глагола zoom - увеличивать, приближать - так как эту функцию в гаджетах они узнают практически с рождения. Технологии - это часть их жизни, в отличие от "миллениалов", использующих гаджеты для решения задач. Интернет дает им возможности для знакомств, работы и развлечений. Это способ увидеть весь мир и показать себя всему миру.
- "Зумеры" особенные в том плане, что получают информацию совершенно по-другому. Им не нужно удерживать в голове большие объемы данных, потому что есть возможность с любого гаджета эту информацию получить в любой момент времени. У них даже меняются когнитивные процессы, - подчеркивает кандидат психологических наук Лариса Овчаренко. - Можем вспомнить то самое клиповое мышление, истории, когда ребенка не оторвать от мультика или от рекламы, потому что там ярко, красиво, часто меняется картинка. У детей поменялась структура памяти, из оперативной в долговременную уходит уже меньший объем информации. Нет смысла помнить все. Раньше четко выделяли три типа людей по ведущему каналу восприятия: аудиалы, визуалы и кинестетики. В поколении Z появляются дигиталы, которые воспринимают информацию преимущественно из электронных устройств.
Особенности и характерные черты
Поколению Z присущи:
- адаптивность,
- активное применение интернета,
- ранние заработки,
- толерантность,
- частые депрессии,
- плохая концентрация,
- мультизадачность,
- дистанцирование от предыдущих поколений.
Они творческие, креативные, готовы разрушать устоявшиеся шаблоны, открывать новое и неизведанное, не задумываясь о комфорте и финансовом благополучии. Представители поколения Z делают то, что им нравится, невзирая на последствия. Отсюда и такие черты "зумеров", как нарциссизм и эгоизм. Все, что они "вытворяют", должно получить обратную связь.
Для успешного результата "зумерам" нужно четко поставить задачу и суметь их мотивировать. За каждую выполненную задачу они будут ждать вознаграждение, а результат "за горами" их мало волнует.
Теория Штрауса-Хоу находит схожие черты у "зумеров" и "молчаливых". Они получают знания извне, предпочитая чужой контент личному опыту. Живое общение заменяют соцсети. Цифровая гигиена вышла на первый план: люди задумываются, о чем можно говорить и что можно выкладывать в Сеть. Идеологию сменили лидеры мнений и их поклонники. Ученые считают, что общих идеалов у "зумеров" пока нет.
Поколение Z проявляет повышенный интерес к биоинженерии, цифровым технологиям и другим областям, связанным с изучением того самого нового и неизведанного, которое они стремятся открыть. В основном они предпочитают удаленную работу или фриланс.
Исследователи также отмечают, что у поколения Z меняется тип памяти: они запоминают не саму информацию, а путь к ней, а именно запрос в поисковой системе, страничку сайта. "Зумеры" мультизадачны, их продуктивность выше, так как они могут заниматься несколькими делами одновременно. Но отсюда возникают проблемы с концентрацией.
Поколение Альфа (с 2011)
Альфа с детства погружены в цифровой мир, с ранних лет они активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Родители редко проявляют к ним агрессию, в связи с чем этому поколению свойственно повышенное чувство собственного достоинства. Они зачастую общаются со старшими на равных.
- Поколение Альфа - это совершенно точно "цифровые" дети. В их образовании и воспитании очень важно выстраивать персонализированные подходы. Это дети, которые способны самостоятельно планировать свой образовательный маршрут (конечно, при поддержке родителей и учителей), - отмечает Овчаренко. - Поэтому сейчас появляются разные уровни сложности обучения. Дети фактически становятся сами соавторами образовательных программ. Акцент будет сделан на том, что им интересно, в чем они сильны. Это поколение очень целеустремленное, продвинутое. Родители сейчас в большей степени интересуются развитием личности ребенка, психологией отношений, и поэтому есть некоторый перекос в сторону "детоцентризма": Вселенная крутится вокруг ребенка.
Особенности и характерные черты
Поколение Альфа характеризуют:
- практичность,
- высокая адаптивность,
- настойчивость,
- резкие перемены настроения,
- неограниченный доступ к благам,
- проблемы с памятью и концентрацией внимания.
Они росли в разнообразии гаджетов, игрушек и одежды, поэтому быстро утрачивают интерес к чему-либо. Им важно понимать, как те или иные знания можно применить в жизни. Поколение А более подковано в психологии, дети знают, как воздействовать на своих родителей и задумываются о некоторых вещах в гораздо более раннем возрасте, чем их предшественники.
- В образовательной среде сейчас тоже все меняется. Современных детей нужно учить с прицелом на следующие 10 лет, предсказывать, предугадывать, как изменится мир, какие знания понадобятся ребенку в будущем. Образовательная программа должна в этом смысле успевать за прогрессом и понимать все процессы, - подчеркивает Лариса Овчаренко. - Больший упор сегодня делается на так называемые мягкие навыки (soft skills), метод 4К (коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление), работу в команде. Сегодняшний выпускник школы - очень гибкий, адаптивный, приспособлен к быстрым изменениям во внешнем мире.
Зачем нужна теория поколений
Ученые работали над теорией поколений, чтобы объяснить, как лучше выстроить общение с представителями разных возрастов. Люди одного поколения всегда будут понимать друг друга лучше, чем своих родителей и детей. Важно понимать, что нет одного "правильного" или "лучшего" поколения. Мы все разные, и это вполне естественно. У каждого поколения есть свои сильные стороны и ценности, которые они могут привнести в общество. Поэтому в общении, образовании и воспитании важно учитывать эти различия и находить способы эффективного взаимодействия друг с другом.
Тест