04.03.2024 10:00
Экономика

Как ритейл выстраивает отношения с фермерами

Текст:  Анастасия Камзолова
В России активно расширяются форматы сотрудничества малого бизнеса с крупным ритейлом. О том, как это происходит, говорили сегодня в Калуге участники Третьей федеральной конференции партнеров в сфере предпринимательства "Малому бизнесу - большую полку".
Читать на сайте RG.RU

Конференция, организованная крупнейшим ритейлером страны X5 Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Чижик"), собрала более 100 представителей малого бизнеса из 23 регионов. Они обсудили важные вопросы с представителями органов государственной власти, отраслевых и профильных ассоциаций и организаций, презентовали свою продукцию, проблемы со сбытом которой стали главной темой форума.

"Фермеру или компании, где 2-3 человека работают, тяжело прорваться на рынок или ярмарку, попасть в крупный сетевой магазин, - отметил Сергей Митин, первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. - Сделать так, чтобы эти люди могли свободно торговать своей продукцией, - в этом заключается наша задача".

"Объем продаж малых поставщиков может увеличиваться вместе с ростом крупных ритейлеров", - считает Станислав Богданов, вице-президент, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group.

Он также добавил, что уже сейчас на полках ритейлера представлена продукция 3730 субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства - Прим. ред.), что составляет более половины от всех поставщиков. "Только за прошлый год мы начали работать с более чем 800 предприятиями малого бизнеса", - добавил Богданов.

Участники обсудили и новые форматы. Так, Сергей Митин акцентировал внимание на развитии агрологистических операторов по сбыту фермерской продукции. В частности, в Липецкой области совместно с правительством региона такой агрегатор создала и X5. Он объединил более 120 производителей овощей, фруктов, молочной и мясной продукции. Благодаря ему на полках липецких "Пятерочек" появились десятки новых позиций, продукция поставляется также в Воронежскую, Курскую, Белгородскую и Орловскую области. За время существования проекта оборот фермерской продукции превысил 4 тысячи тонн.

"Для фермеров это стабильный канал сбыта, а для нас - стабильные объемы поставок, - объясняет Богданов. - На агрегаторе лежит бремя калибровки, фасовки, получения документации на продукцию. Предприниматель занимается только фермерством, остальные функции ложатся на агрегатор. Кстати, в этом году мы запустили такой же проект в Свердловской области".

До конца 2024 года планируется сотрудничать с 10 регионами: Волгоградской, Московской, Ростовской областями, Татарстаном и др. Эксперимент показал настолько себя успешно, что, по словам сенатора Митина, проект федерального закона об агроагрегаторах уже прошел первое чтение в Госдуме.

"Если мы хотим охватить все малые предприятия и личные подсобные хозяйства, то это надо делать через агрегаторы", - говорит Юлия Оглоблина, зампред Комитета Государственной думы по аграрным вопросам.

Еще одно перспективное направление, которое обсуждалось на конференции - "фермерские островки". Этот проект X5 запустила совместно с АО "Корпорация "МСП" для микробизнеса, который пока еще не может попасть на полки федеральных торговых сетей.

"Самое большое количество "фермерских островков" открыто в магазинах "Пятерочка", потому что эта торговая сеть дает спецпредложение по аренде, - рассказала Елена Деревлева, представитель Дирекции развития кооперационных цепочек субъектов МСП "Корпорации МСП". - Проект удобен для тех, кто только начинает торговый бизнес. Они "садятся" на поток покупателей торговой сети и формируют свою клиентскую базу".

"Островки" работают в формате "Магазин в магазине" и объединяют в среднем от 10 до 25 фермеров, которым в зоне субаренды больших ритейлеров выделяют по 20-30 кв.м. В 2023 году в "Пятерочках" было открыто 43 "островка" в 23 регионах, скоро откроется еще 10.

"Помимо этих проектов мы заинтересованы также в сотрудничестве в части программных закупок и агроконтрактов, - поделился планами Станислав Богданов. - Сейчас у нас действует более 180 таких контрактов, и мы планируем наращивать их количество".

При такой форме сотрудничества ритейлер берет на себя обязательства по авансированию будущего урожая, объемам поставок и ценообразованию по согласованной формуле. Обязательства поставщика: резервирование объемов по согласованным ценам. Торговая сеть получает гарантию поставок при контролируемом качестве, агропредприятие - гарантию сбыта и возможность наращивания производство, покупатель - гарантию прозрачности цены.

"Востребованность фермерской продукции очень велика, - комментирует Сергей Митин. - Люди понимают, что она выращена в экологически чистых условиях, ручным трудом".

По словам Станислава Богданова, разрабатываются и новые схемы партнерства. Так, в прошлом году стартовал пилотный проект франшизы магазинов малого формата "Около". Х5 предоставляет партнеру оборудование и рекламные материалы на сумму до 2,5 млн рублей, а партнер закупает у компании товары на сумму не менее 1 млн рублей в месяц.

"Наш партнер получает уникальный ассортимент под каждый магазин на основе данных о продажах в торговых сетях X5, анализе конкурентной среды и данных о продажах магазинов малоформатной торговли, - говорит Станислав Богданов. - Магазины партнеров подключаются к программе лояльности "Х5 Клуб", которая объединяет более 77 миллионов покупателей "Пятерочки" и "Перекрестка".

Еще один интересный проект - "Академия фермеров". В апреле 2023 года X5 начала проводить обучающие сессии для фермеров Калужской, Волгоградской, Ленинградской и Псковской областей, Пермского края и Санкт-Петербурга. Специалисты ритейлера делятся с ними теорией и практикой, открывают им доступ к сервису Х5 Dialog, который позволяет изучать и анализировать ниши и потребности рынка. По сути, ритейл стимулирует развитие бизнес-процессов сельхозпроизводителей через процесс обучения.

"Будучи крупнейшим ритейлером, мы прекрасно понимаем важность малого бизнеса как драйвера развития экономики страны. И с удовольствием поддерживаем законопроекты, направленные на поддержку и развитие инфраструктуры сбыта продукции малых форм хозяйствования", - резюмировал Станислав Богданов.

Экономика