Обставить мебелью условную "двушку" для семьи из четырех человек на конец 2023 года стоило в среднем 227,5 тыс. руб., подсчитали в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР). Это лишь на 3,8% больше, чем в конце 2022 года, хотя официальная инфляция в 2023 году составила 7,42%. Причем рост цен на мебель начался с октября, большую часть года цены на этот комплект были ниже.
Большинство предметов мебели (учитывались 24 предмета для спальни-гостиной, детской комнаты, кухни и прихожей) выросли в цене в пределах 3-5%. А набор корпусной мебели даже подешевел на 2,4%, до 43,2 тыс. рублей.
"На протяжении почти двух лет ведущие игроки отечественного рынка удерживали низкие отпускные цены на мебель, что в итоге помогло стабилизировать потребительские цены и поддержать спрос, - напоминает президент АМДПР, гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. - К сожалению, из-за подорожания комплектующих, вызванного ослаблением рубля, мебельщикам пришлось в середине 2023 года поднимать цены. Пока отечественное производство мебели в значительной степени зависит от импорта - большая часть фурнитуры, тканей, лаков и красок поступает к нам из-за рубежа. А, например, в себестоимости корпусной мебели доля фурнитуры может достигать 40%".
Крупные мебельные ретейлеры очень стараются сдерживать рост цен, но вечно это продолжаться не может по независящим от производителей причинам: растут цены на сырье, увеличиваются расходы на логистику, соглашается гендиректор компании Lazurit Денис Егоров. С начала 2023 года средний чек интернет-магазина мебели вырос на 5-7 тыс. руб., в офлайн-магазинах - на 5%, рассказывает Егоров.
По данным Mr.Doors, средний чек на покупку мебели и товаров для интерьера вырос за год на 12,7%. Товарами-лидерами по приросту стали мебель для кухни (+ 15%), для хранения ( +10,6%), а также мягкая мебель (+ 9,8%). Наиболее заметная динамика по росту среднего чека отмечалась в Москве и Санкт-Петербурге. Также подросли траты покупателей в южных регионах России (Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону и др.) - на 10,3%, в Сибири и на Дальнем Востоке (Новосибирск, Хабаровск, Владивосток) - на 9,6%, в Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Самара) - на 4,2%.
В АМДПР отмечают, что цены на мебель растут в два раза медленнее, чем на другие товары, это стимулирует спрос на продукцию. Производство мебели в России выросло за 2023 год в натуральном выражении на 34%, в стоимостном - на 25%.
Расчеты о стоимости меблировки "двушки" включают только самую необходимую мебель в сегменте "эконом" и не учитывают покупку встроенной техники для кухни, а также оснащение санузла, отмечает Шестаков. На меблировку "двушки" более высокого уровня и под ключ придется потратить больше - по подсчетам эксперта, порядка 700 тыс. руб.
Потребители теперь более склонны к рациональной покупке, для них важно соотношение цены и качества, они выбирают современную и функциональную мебель, без каких-то излишеств в виде резных элементов. Более востребованы готовые модульные решения.
В среднем россияне обновляют мебель каждые пять лет, сообщает Егоров. Причем покупатели все чаще рассматривают такую покупку как долгосрочную инвестицию, и ключевым моментом при выборе остается качество, а не низкая стоимость. "Россияне прагматично начинают относиться к заказам, выбирают более дорогую комплектацию, фурнитуру", - соглашается гендиректор Mr.Doors Сергей Шихов. Также на 21,3%, по его данным, выросло количество покупок с несколькими товарами в чеке. Этот тренд появился в 2022 году и сохранится в ближайшие годы. "Клиенты стремятся, используя собственные или заемные средства, обустроить интерьер сразу, не откладывая на длительный период", - поясняет Шихов.
Исследование группы "Самолет" показало, что среди новоселов чаще всего востребованы шкафы. За шкаф в спальню люди готовы заплатить 60 тысяч рублей, в коридоре - 40. Также популярен диван (как правило, прямой, с механизмом "аккордеон", бельевым ящиком внутри и тканевой или велюровой, но не кожаной обивкой). Для спальни каждый четвертый выбирает кровать king size с матрасом шириной более двух метров, подъемным механизмом и ящиками внутри. Из бытовой техники новоселы в первую очередь покупают стиральную машину (эта техника набрала 90% голосов), микроволновку, чайник, телевизор, пылесос и утюг. Кофемашина и блендер необходимы лишь 31% покупателей недвижимости, а сушильная машина - 20%.
На горизонте 3-5 лет меблировка станет таким же стандартом в проектах комфорт-класса, как и отделка, считает руководитель направления разработки продукта ГК "А101" в Санкт-Петербурге Булат Мирзаханов. Уже сейчас, к примеру, в проектах Петербургской агломерации доля продаж квартир с меблировкой (в проектах, где в принципе есть такая опция) составляет порядка 60%. Застройщики предлагают три варианта меблировок, отмечает он. Первый и самый популярный - это оборудованные кухни с бытовой техникой и встраиваемые шкафы в прихожих или комнатах. Во втором "пакете" можно увидеть предложения с отдельно стоящей мебелью - помимо кухни и шкафов, в квартире появляются обеденные группы, диваны. И наконец, самая полная комплектация предполагает всю мебель и даже декор. Новоселам достаточно докупить посуду и полотенца.