Не раз говорилось, что страны БРИКС нуждаются в построении собственной системы внешнеторговых расчетов, которая была бы выгодной и недорогой, а также не зависела от политических факторов. С каких шагов следует начать выстраивать этот процесс?
Катырин: Развитие торгово-экономического сотрудничества внутри объединения БРИКС является сегодня одним из основных приоритетов на пути к устойчивому, сбалансированному и инклюзивному росту национальных экономик стран объединения.
В этой связи необходимо принятие мер по совершенствованию регулирования взаимной торговли, обеспечению большей открытости рынков, созданию благоприятного инвестиционного климата внутри объединения, транспортно-логистической и другой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
В качестве отдельного трека, несомненно, следует выделить развитие в БРИКС независимой устойчивой финансовой системы. В этом направлении нам совместно с партнерами по объединению удалось заметно продвинуться. Сегодня страны БРИКС уже 85% своих взаиморасчетов ведут в национальных валютах, активно обсуждается вопрос о расчетах в цифровых единицах.
В частности, в конце февраля Госдума приняла в третьем чтении закон, который позволяет использовать цифровые финансовые активы в международных расчетах. Эта альтернатива международной SWIFT и российской Системе передачи финансовых сообщений особенно актуальна в связи с отказом некоторых зарубежных банков, даже дружественных, например, Турции и Китая, проводить платежи с Россией - их решение объясняется риском попасть под вторичные санкции.
Что понимается под цифровыми активами и насколько это потенциально эффективная альтернатива?
Катырин: Это новый инструмент на базе современных технологий: блокчейна и смарт-контрактов (цифровой договор). Сюда относят цифровые права, в которые могут включаться различные активы - от долгов до драгметаллов.
Использование цифровых активов для обслуживания внешнеторговых операций поможет российским импортерам и экспортерам активнее работать с дружественными странами.
Но для того, чтобы этот механизм эффективно заработал, нужна его законодательная проработка не только с российской стороны, но и со стороны других стран БРИКС.
Что могло бы содействовать упрощению торговли и повышению уровня внешнеторгового оборота между странами БРИКС?
Катырин: Полагаем, что этому могли бы способствовать такие меры, как снижение административных барьеров, отмена различных тарифных и нетарифных ограничений, а также совершенствование договорно-правовой базы в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
На сегодняшний день 40% нашей внешней торговли приходится на страны БРИКС. К слову, в 2021 году этот показатель был вдвое меньше.
В широком смысле нужно стремиться к созданию в рамках БРИКС таких условий и механизмов сотрудничества, которые бы способствовали удовлетворению имеющегося "спроса" в экономике за счет создаваемого внутри объединения "предложения".
Будем активно работать и дальше над решением этих и других задач, в том числе с привлечением наших экспертов в профильных рабочих группах.
В каких областях для стран БРИКС открываются новые перспективы с учетом вхождения в блок новых участников? Какие при этом вызовы создает расширение состава объединения?
Катырин: Большинство экспертов не без основания рассматривают БРИКС в качестве движущей силы глобального роста, торговли и инвестиций.
В основе этого тезиса - динамичное развитие экономик стран БРИКС, высокие темпы модернизации и инноваций, последовательная и сбалансированная внешнеполитическая повестка, направленная на поддержку прогрессивных социально-экономических преобразований, обеспечение стабильности и безопасности в современном мире.
По оценкам экспертов, доля стран БРИКС в мировом номинальном ВВП к 2030 году достигнет 30%, по сравнению с 26% в 2022 году, и немногим более 8% в 2000 году.
По некоторым прогнозам, в 2050 году суммарный ВВП действующих членов БРИКС превысит 90% от ВВП всех развитых стран, а это уже будет качественно иная картина мира.
Присоединение новых стран может сделать союз "тяжеловесом" в экспорте углеводородов - особенно нефти, он покроет более 40% всех мировых поставок.
В целом мы видим готовность деловых кругов стран объединения к углублению всестороннего сотрудничества. При этом наши партнеры готовы не только продолжать работу в таких традиционных областях, как инфраструктура и транспорт, совместное производство и промышленная кооперация, сельское хозяйство, финансы, но и осваивать новые перспективные сферы. Например, цифровые технологии и развитие искусственного интеллекта, энергетика, "зеленая" экономика и климат.
В качестве основного "вызова" в контексте расширения видим гармоничное встраивание стран-новичков в текущую повестку нашей работы. Это непростая задача, поскольку в Деловом совете, как и в объединении в целом решения принимаются только на основе консенсуса. Здесь не может быть доминирования какого-то интереса только одной какой-то страны.
Сколько еще стран намерены стать полноправными членами БРИКС в настоящий момент? У кого из них есть реальные возможности для этого?
Катырин: По последним данным, которыми мы располагаем, интерес подключиться к этому глобальному по охвату объединению в той или иной форме проявляют еще около 30 стран. Поэтому весьма вероятно, что на саммите в Казани к БРИКС присоединятся новые члены.
Нужно ли менять акроним БРИКС на какое-то другое наименование в связи с текущим расширением альянса?
Катырин: Как известно, объединение названо по первым буквам его первых стран-участниц. И переименование, как некоторые полагали, станет возможно при присоединении новых членов с 1 января 2024 года. Слышал такой вариант как БРИКС+. Некоторые эксперты рекомендовали добавлять после знака "плюс" количество вновь присоединившихся стран-участниц.
Однако никто из вновь вошедших в БРИКС членов не предлагал проводить такой "ребрендинг". Все за то, чтобы название осталось прежним. Это будет подчеркивать преемственность работы и останется глобальным брендом.
Какие предложения и резолюции ждать в 2024 году от Делового совета БРИКС, где председательствует российская сторона? На чем будет сделан основной акцент в работе в этом году?
Катырин: Одна из основных задач Делового совета заключается в выработке рекомендаций лидерам наших стран, реализация которых будет способствовать устойчивому развитию экономик государств и объединения в целом.
При планировании деловой повестки в период нашего председательства мы старались максимально придерживаться линии на обеспечение преемственности, опираясь на результаты и договоренности, достигнутые в течение южноафриканского года. Основные задачи, которые ставим перед собой в Деловом совете в текущем году нашего председательства, это, прежде всего, развитие и укрепление торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между странами, формирование общего торгово-экономического пространства, выявление и устранение барьеров, препятствующих развитию деловых связей.
Вся основная работа по продвижению повестки Делового совета ведется в рамках отраслевых рабочих групп. В настоящее время проводим оптимизацию их деятельности, в том числе с учетом присоединения новых стран - в отдельных случаях рабочие группы переформатируем, где-то усиливаем руководящее звено, по согласованию с партнерами по БРИКС расширяем и углубляем рабочей повестку в соответствии с запросом бизнеса наших стран.
Важная роль в продвижении соответствующей повестки в интересах отечественных участников ВЭД "на просторах" БРИКС, безусловно, принадлежит загранпредставительствам ТПП РФ, которые выстраивают свою работу во взаимодействии с нашими партнерскими структурами в странах объединения - национальные торговые палаты, союзы, отраслевые организации и ассоциации.