Избежать врачебных ошибок полностью невозможно. Ошибается любой человек. Медики не исключение. Но… и этому посвящен "Круглый стол": с помощью мониторинга, выстроенной системы отчетности об инцидентах, эффективного анализа причин нежелательных событий, можно сделать процессы помощи более безопасными, а саму помощь более эффективной. Независимо от ведомственной принадлежности учреждения, где она оказывается. Обозреватель "РГ" взяла короткое интервью у президента АО "Медицина", академика РАН Григория Ройтберга.
Григорий Ефимович, тема качества медицинской помощи сегодня, как, впрочем, во все времена, волнует всех?
Григорий Ройтберг: Это вторая причина после заработной платы, почему люди предпочитают жить в том или ином регионе России. Даже физическая безопасность на четвертом месте. Повышение качества и безопасности медицинской помощи - один из приоритетов здравоохранения в России.
Независимо от ведомственной принадлежности медучреждения?
Григорий Ройтберг: Конечно! Медицина не бывает частная или государственная. Она бывает хорошая и разная.
Очень жаль, что сегодня невозможно проходить международную аккредитацию, например, по стандартам JCI. Те учреждения, которые являются передовыми у нас, являются передовыми и в мире. И это не преувеличение! Это данность.
Однако немало почитателей зарубежной медпомощи.
Григорий Ройтберг: Например, россияне прилетают в Израиль на лечение, где средний чек порядка 20 тысяч долларов, и сравнивают с районной поликлиникой в периферийном российском городке. Но это же некорректное сравнение!
А корректное?
Григорий Ройтберг: Сравнение наших результатов с клиниками, аккредитованными по стандартам JCI: Johns Hopkins Medicine (США), Mayo Clinic (США), Charite (Германия). Вот тогда очевидно, что мы ни в чем не отстаем. Например, по количеству послеоперационных пневмоний или осложнений, которые могут быть при установке катетера, у нас показатели ниже, чем в Johns Hopkins Medicine. Мы сравниваем себя с лучшими зарубежными клиниками практически по всем показателям.
На нашем круглом столе будем говорить о том, достаточные ли меры предпринимаются на законодательном уровне для обеспечения безопасной и качественной медицинской помощи россиянам. Что необходимо сделать для этого в цифровую эпоху? Может ли сертификация стать инструментом повышения качества и безопасности медицинской деятельности в медучреждении? Что вкладывают в понятие "качество медицинской помощи" пациенты и медики?
Больной ушел недовольным. Значит плохой результат? Или больной говорит: какой замечательный доктор! Значит, хороший результат?
Григорий Ройтберг: Это только один из моментов оценки: как оценивает больной. Нужны объективные показатели качества. Удовлетворенность больного очень важна. Но это только один из компонентов качества.
Есть старый анекдот про то, как Иисус Христос спустился на землю и зашел в районную поликлинику. Подходит к парализованному больному. Положил руки: "Встань и ходи". Больной встал и пошел. Другой пациент слепой. Христос положил руку и сказал: "Посмотри, ты все видишь". Пациент говорит: "Да, я все вижу". Так походил Иисус по поликлинике, исцеляя людей. Потом больных спрашивают: "Ну, как вам новый доктор?" Отвечают: "Да, все ничего. Но не поговорить, не пожаловаться". И это - тоже фактор. Иисус Христос не считался бы там хорошим доктором, потому что поговорить нельзя.
Во врачевании нет мелочей. Например, вы приезжаете к больному, который жалуется на боли за грудиной. Вы ему делаете электрокардиограмму. ЭКГ хорошее. Но из-за того, что были ошибки, когда при хорошем ЭКГ у пациента развивался инфаркт, вы обязаны повторить ЭКГ через четыре часа. И вы обязаны взять у него кровь на анализ на ферменты. Потому что есть определенный процент, когда при хорошем ЭКГ у человека развивается инфаркт.
Руководимая вами частная клиника АО "Медицина" - первое российское медучреждение, аккредитованное по международным стандартам качества JCI. Вторым российским медучреждением, аккредитованным по этим считающимся в международном медицинской сообществе "золотыми" стандартами, было государственное медучреждение - Больница скорой медицинской помощи в Набережных Челнах.
Григорий Ройтберг: Именно так! Хотя любые сертификаты и свидетельства не самоцель. Но они необходимы для выстраивания самых эффективных и безопасных процессов, стратегическая цель которых - здоровье пациентов. Вне зависимости от ведомственной принадлежности учреждения. Чему и посвящен сегодняшний круглый стол.