13.03.2024 14:23
Технологии

Гендиректор 2050.ЛАБ Топильская: Промышленный дизайн повышает конкурентоспособность продукта

Текст:  Юлия Гуреева
Дарья Топильская – генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ / Пресс-служба 2050.ЛАБ
Читать на сайте RG.RU

В Госдуме РФ ко второму чтению готовится проект федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий", который установит условия государственной поддержки соответствующих направлений, а также определит основы правового регулирования их развития и организации. Благодаря этому в несколько раз может повыситься доля продукции, производимой креативным бизнесом, уверена генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская.

По ее словам, принятие законопроекта формализует термины и определения и увеличит инвестиции в креативную экономику страны, приблизив ее к мировым показателям. Согласно оценкам ЮНКТАД, за последние 20 лет темпы роста экспорта товаров и услуг креативной экономики составили 7%, опередив показатели экспорта ряда других отраслей. Такая же положительная тенденция может начаться и в России, надеется собеседница.

"Доля креативной экономики в мировом ВВП к 2030 году может достичь 10%. При этом сфера креативных индустрий генерит большое количество рабочих мест, особенно для молодежи. К примеру, в Японии творческой деятельностью занимаются 10-14% работающего населения. В России же креативные индустрии - 2,7% в ВВП страны, и участвуют в них около 4,7% трудоспособных граждан. Но потенциал у отрасли огромный", - сказала Топильская.

Индустриальный дизайн находится на стыке творческого бизнеса и промышленности и является драйвером развития производственного сектора.

/ Пресс-служба 2050.ЛАБ

Целесообразно будет вместе с принятием закона продолжить и развитие нормативной базы, например, сделать разработку дизайн-проекта при проектировании и постановке продуктов на производство обязательным этапом. Это поможет производителям повысить конкурентоспособность продукта.

"Промышленный дизайн - сфера рождения и концентрации инноваций, старт современного успешного продукта, - объяснила Топильская. - Однако некоторые до сих пор обращаются в студии, желая поправить лишь внешний вид, когда объект уже создан. Такой подход было бы здорово изменить. Ведь суть промышленного дизайна не только в эстетике, а скорее в эргономике, функциональности и прогнозировании пользовательского опыта".

Фокус внимания стоит направить и на центры промдизайна в регионах, поскольку креативный бизнес в маленьких городах сталкивается с рядом проблем: рынок здесь более узкий, а мер поддержки и возможностей, в отличие от мегаполисов, меньше. Более того, согласно статистике ВЦИОМ, 62% россиян вообще не знают, что такое креативные индустрии. Из-за того, что производители не до конца понимают принципы работы индустрии, возникло несколько острых вопросов. Первый связан с тем, что бизнес пока не полностью осознал эффекты от использования промышленного дизайна и на каком этапе разработки продукта его правильней применять. Второй - отрасль испытывает кадровый дефицит.

/ Пресс-служба 2050.ЛАБ

"Между тем, промышленный дизайн - это индустрия широчайшего масштаба работы, эта отрасль про весь предметный мир. Стул, на котором вы сидите, телефон, ручка, лампа, чайник, поезд, автомобиль - все это продукты, которые проектируют промышленные дизайнеры", - подчеркнула Топильская.

Именно поэтому сейчас так нужны просветительские инициативы - они помогут наладить культуру работы с дизайном. К примеру, 2050.ЛАБ проводит международную конференцию Design Day 2050, в рамках которой приглашает известных спикеров и представителей сообщества для обсуждения трендов, проблем, вызовов и кейсов из индустрии.

"Меры поддержки не должны ограничиваться Москвой. Сейчас же в России около 70 дизайн-студий, а 80% рынка формируют ТОП-10 бюро, большинство из которых расположены в столице. В последние годы заметно развитие индустриальных центров в регионах - Сибири, Урале, на Дальнем Востоке, но этого мало", - говорит Топильская.

Что касается тенденций, то сейчас промышленный дизайн в большей степени ориентирован на потребности и чувства человека, эффективное использование технологий, усиление тренда на создание инклюзивных проектов, сочетание функциональности и красоты. Иными словами, это "ответственный" дизайн, предполагающий создание продукции из натуральных материалов и продуманность процесса утилизации.

"К изменениям производителей подталкивает растущая экологическая осведомленность потребителей и предпочтение эко-товаров. Эта тенденция проявляется и в дизайне общественного транспорта, где используются экологичные и износостойкие материалы в интерьерах, и идет работа над улучшением аэродинамических и топливных характеристик", - отметила Топильская.

По ее мнению, привлекая дизайнера к созданию продукта, разработчик получит не просто "красивую этикетку", но и продуманный функционал и проработанные сценарии использования. Кроме того, промдизайнеры, в отличие от инженеров, которым в силу своего опыта и знаний сложно представить восприятие обычного пользователя, постоянно тренируют чувство эмпатии и насмотренности. За счет этого появление комфортных решений не занимает много времени и ресурсов.

/ Пресс-служба 2050.ЛАБ

"В современном обществе эмоции от продукта - ключевой фактор принятия решения о покупке или использовании предмета, а значит, для производства и бизнеса в целом", - считает Топильская.

Так, например, команда лаборатории разработала дизайн поезда ЭП2ДМ для компании ТМХ. Специалисты обновили маску и форму головного вагона, ливрею и интерьер, поставив в вагонах ортопедические диваны. Также расстояние между рядами увеличилось на 6 см - это стало возможным за счет изменения конфигурации подголовника и спинки кресла. В результате опрос, проведенный среди пассажиров, показал, что 85% из них отметили "значительное повышение комфорта" сидений в этом поезде.

Еще один кейс - это широко используемый на линиях МЦД электропоезд "Иволга 3.0". 2050.ЛАБ создала дизайн его интерьера для ТМХ. Как итог, 92% опрошенных пассажиров высоко оценили дизайн интерьера состава.

Также студия разрабатывала дизайн маневрового тепловоза ТЭМ23. Два года назад одна из первых машин была передана на Череповецкий металлургический комбинат.

/ пресс-служба 2050.ЛАБ

"Нам рассказывали партнеры, что локомотив произвел настоящий фурор - на него оборачивались все, кто проходил или проезжал мимо, машины останавливались, люди выходили, чтобы посмотреть и сфотографироваться на его фоне", - поделилась Топильская.

В условиях экономики нового времени и импортозамещения индустрии требуются талантливые специалисты. Для промышленного дизайна, стоящего на стыке двух компетенций, эстетики и инженерно-технических знаний, этот вопрос сверхактуален. Для его решения 2050.ЛАБ в 2021 году разработала магистерскую программу "Промышленный дизайн и инжиниринг" в МИСИС. Ее первый выпуск состоялся в прошлом году.

Кроме того, у компании есть собственный лицензированный образовательный центр - там организовываются мастер-классы, курсы и лекции для госструктур и бизнеса. Портфель центра имеет разработку программ для Минпрома, ОСК и "Энергомаша".

"Сейчас в России начинается Эпоха Дизайна. Мы растем очень активно, развиваем направление инжиниринга, открываем новые проекты, продвигаем образование в сфере дизайна - рассказала Топильская. - Пока о многом мы не можем рассказывать публично, но очень скоро будет ряд презентаций. 2050.ЛАБ, как лидер рынка, нацелен на то, чтобы реализовывать не просто масштабные, а глобальные инициативы, которые изменят индустрию".

Технологии