13.03.2024 18:08
Экономика

У России появился серьезный конкурент в борьбе за газовый рынок Китая

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №56 (9298)
Эмиратская компания Petrofac заключила трехлетний контракт на обслуживание объектов газового месторождения Галкыныш в Туркменистане. Именно оно является ресурсной базой наращивания поставок туркменского газа в Китай. И если планы Ашхабада по увеличению добычи и экспорта газа здесь будут выполнены, эти поставки станут основным конкурентом для российского трубопроводного газа на китайском рынке.
/ REUTERS
Читать на сайте RG.RU

В разработке Галкыныша кроме ОАЭ участвуют компании из Китая и Южной Кореи, что повышает вероятность достижения целевых показателей по добыче на этом месторождении. А они впечатляют. Сейчас здесь добывается 33 млрд кубометров газа в год, и основная часть его отправляется в Китай. Планируют довести показатель до 200 млрд кубометров - объем, сравнимый со всем нашим экспортом газа до 2022 года. Только последние вложения Petrofac в разработку месторождения составят 200 млн долларов. А общий объем инвестиций ОАЭ в нефтегазовую отрасль Туркменистана достиг почти 8 млрд долларов.

Сейчас Туркмения экспортирует в Китай около 40 млрд кубометров газа в год, но уже достигнута договоренность о строительстве четвертой ветки газопровода Центральная Азия - Китай (ЦАК), что увеличит прокачку на 30 млрд кубометров (доля Туркмении - 25 млрд кубометров, 5 млрд - Узбекистан).

На фоне этого отсутствие какой-либо определенности по поводу контрактов на поставку для нашего газопровода в Китай "Сила Сибири - 2" мощностью до 50 млрд кубометров газа в год вызывает понятное беспокойство. Но это совсем не означает, что Пекин сделал выбор в пользу Ашхабада. Скорее речь идет о том, что Китай занял выжидательную позицию, выбивая у поставщиков наиболее выгодные условия.

Газопровод строить долго, но и быстро увеличить добычу в Туркменистане не получится. Для достижения уровня добычи в 200 млрд кубометров в год может потребоваться не менее десяти лет, то есть подобный объем будет выходить на рынок не раньше 2035 года, поясняет консультант компании "Имплемента" Евгения Попова.

Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, пока ни о каком кратном увеличении добычи на месторождении речи не идет. Petrofac обеспечит поставку лишь 20 млрд кубометров газа в ЦАК, и скорее всего это частично компенсирует снижение добычи на более старых месторождениях в Туркменистане.

Почему стабильно дешевый газ в Европе без поставок из России невозможен

У Ашхабада не так много готовых вариантов увеличения экспорта. Есть свободные мощности в действующей системе ЦАК, что-то можно поставлять соседям - Узбекистану и Ирану - или делать своп с Ираном в сторону Турции, но пока это не очень получается, уточняет эксперт.

По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, прирост добычи на Галкыныше обеспечит дополнительные поставки в Китай, но производство газа в стране вряд ли достигнет заявленных объемов чисто по логистическим причинам.

Но говорить о конкуренции российского и туркменского газа все равно можно, уточняет Попова. Особенно при значительном увеличении объемов поставок из Туркменистана. Китайский газовый рынок, несмотря на быстрый рост экономики, ограничен. Также Китай стремится сохранять сбалансированную структуру источников газа: 50% импортных закупок, 50% собственной добычи.

Андрианов также считает, что конкуренция между Туркменистаном и Россией есть, поскольку четвертая ветка ЦАК и газопровод "Сила Сибири - 2" должны прийти в северо-западные регионы КНР с потенциалом дальнейшей транспортировки в направлении Шанхая (в то время как "Сила Сибири" была нацелена на наименее газифицированные северо-восточные регионы КНР). И Пекин не упустит возможности искусственно усилить такую конкуренцию, чтобы сбить цены на импортный газ. Не исключено, что Туркменистан, имеющий большие объемы "запертого" в стране газа, будет готов предоставить китайской стороне немалые скидки, считает эксперт.

По словам Гривача, в такой конкуренции, конечно, заинтересован Китай, который ведет переговоры и с Москвой, и с Ашхабадом. Но на деле проекты - разного масштаба. "Сила Сибири - 2" вдвое больше, и у наших поставок будет более короткое транспортное плечо на территории КНР. Ну и в целом у российского газа репутация получше. К примеру, в зимние месяцы поставки из Туркменистана частенько сокращаются из-за роста внутреннего спроса в этой стране и отсутствия компенсирующих мощностей по хранению.

Для туркменского газа Китай - единственный большой рынок сбыта

Андрианов подчеркивает, что слабыми звеньями проекта четвертой нитки магистрали ЦАК считаются технологическая сложность разработки месторождения Галкыныш и нехватка инвестиций в данный проект. Но эти проблемы могут быть решены в том числе и за счет привлечения компаний из ОАЭ.

Нам же приходится рассчитывать только на себя. А если учитывать, что большой участок "Силы Сибири - 2" нужно будет вести по территории России, то, может быть, стоит начать его строить до заключения контрактов. К тому же это будет соответствовать планам по газификации Красноярского края и соединению западной и восточной газотранспортных систем России.

Что касается Туркменистана, то у страны едва ли есть выход на какой-нибудь газовый рынок, кроме китайского.

Единственная возможность пристроить новые значительные объемы туркменской добычи газа - сооружение новых трубопроводов, поясняет Андрианов. Рассматриваются два основных проекта - Транскаспийский трубопровод с дальнейшей поставкой газа в Европу и трубопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ). Реализация этих проектов в перспективе до 2030 года маловероятна и по политическим, финансовым, технологическим и экологическим причинам, считает эксперт.

Нефть и газ