15.03.2024 00:30

Эксперт назвал топ-6 лучших инструментов защиты прав российских потребителей

Текст:  Татьяна Шмелева
Ежегодно в России отмечается Всемирный день прав потребителей. Именно 15 марта 1961 года впервые было сформулировано понятие "потребитель" и названы четыре основных его права - на информацию, безопасность, осознанный выбор и быть услышанным.
Реклама приложения государственной системы маркировки "Честный знак" на торговом центре. / Наталья Селиверстова/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 года. Особенностью этого праздника является то, что каждый год определяется единая для всего мира тематика. В этом году Всемирный день проходит под девизом "Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей".

"Потребление ежегодно растет: появляются новые товары, магазины, форматы торговли. Но с развитием появляется все больше серых схем, которые вводят потребителей в заблуждение, которые нацелены на то, чтобы его обмануть. Желатин вместо икры, пицца без сыра, итальянская обувь из Китая - все это окружает нас сегодня. Государство активно борется с нарушениями прав потребителей: усиливает регулирование, вводит новые инструменты. Однако каждый житель страны должен осознанно подходить к покупкам, чтобы не дать себя обмануть", - сказал заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре, глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.

В честь Всемирного дня прав потребителей Павлов рассказал "Российской газете" о цифровых инструментах, которые должны быть "под рукой" у каждого потребителя. Как говориться, доверяй, но проверяй.

Приложение Честный ЗНАК

Позволяет перед покупкой мгновенно проверить подлинность товара - достаточно отсканировать специальный квадратный код на этикетке. Маркировке подлежит уже множество популярных категорий продовольственных и непродовольственных товаров - а именно 17. Среди них молоко, вода, пиво, парфюм, лекарства, одежда, обувь и другие, и их число постоянно расширяется, поэтому использование приложения существенно повышает безопасность потребителей.

Самозанятых предложили наказывать за обман потребителей

"Если кода нет или товар не тот (не соответствует данным в системе - прим. "РГ"), в этом же приложении можно сообщить о нарушениях - и получить подарок, тем самым совместив полезное с приятным. Функционал сервиса позволяет также проверить легальность алкоголя, найти аптеку с нужным лекарством, проверить неизвестные "знаки" на этикетке, такие как пластик пригоден для переработки или в упаковке легковоспламеняющийся товар", - объяснил Павлов.

Приложение рекомендуется в спутники при всяком походе в магазин. Число пользователей сервиса уже превышает 18,5 млн человек.

Онлайн-реестр участников оборота маркированных товаров

Это также один из ресурсов оператора системы цифровой маркировки. Полезен не только потребителям, но и розничным продавцам, особенно торговым сетям и маркетплейсам, не желающим сталкиваться с недобросовестными контрагентами и фальсифицированной продукцией.

Если товар подпадает под маркировку, но его производителя или поставщика нет в реестре, значит, с такими предпринимателями лучше дела не иметь. Потребители, покупающие товар в интернете, с помощью ресурса также могут проверить по реквизитам продавца, является ли он легальным участником оборота.

Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей

Сокращенно ГИС ЗПП. Это базовый ресурс для просвещения потребителей. "Здесь не только разъясняются потребительские права, но и даются конкретные инструкции о порядке действий в различных ситуациях. Там же представлены образцы документов для подачи претензии или иска, приведена судебная и административная практика. Регулярно обновляются данные о выявленном фальсификате и публикуются аналитические материалы", - объяснил Павлов.

Приложение "Роскачество"

Оно позволяет потребителям ознакомиться с результатами независимых исследований качества продовольственных и непродовольственных товаров и принять взвешенное решение о покупке. Товары заранее исследуются экспертами на соответствие нормативам и стандартам. Покупателям лишь остается отсканировать штрих-код и ознакомиться с результатами.

Маркетплейсам могут запретить брать деньги за возврат товара

Павлов отметил, что порой результаты исследований могут стать неприятной неожиданностью. Поэтому приложением желательно пользоваться до оплаты покупки. "Сравнивая рейтинги товаров, пользователи могут спланировать для себя безопасную корзину", - отметил он.

Приложение "Книга жалоб"

Это цифровое решение от "Общественной потребительской инициативы". Оно позволяет потребителям всего за несколько шагов направить претензию нарушителю или жалобу надзорному органу.

Павлов напомнил, что в случае неудовлетворительного ответа пользователь получает подготовленное исковое заявление для подачи в суд. Также есть возможность оставить о компании отзыв, который будет учтен в публичном рейтинге.

"Это удобный и незаменимый инструмент для тех, кто хочет бесплатно и быстро отстоять свои права и получить компенсацию при неудачных покупках или некачественно оказанных услугах", - отметил эксперт.

Приложение "Проверка чеков"

Сервис Федеральной налоговой службы для проверки и хранения кассовых чеков. Отсканировав QR-код на чеке, покупатель может отследить, переданы ли данные в налоговую. Если чек не выдан или данные не переданы - тут же направить жалобу.

"Наличие чека существенно упрощает предъявление претензий и, в некоторых случаях, является дополнительным подтверждением качества и легальности продукции", - подытожил Павлов.