15.03.2024 05:00
Экономика

Эксперты оценили последствия кризиса в Красном море для рынка продовольствия РФ

Текст:  Татьяна Карабут
В Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) считают, что кризис в Красном море может привести к росту мировых цен на продовольствие. Ведь из-за этого корабли, курсирующие между Азией и Европой, вынуждены идти в обход. России это тоже может коснуться, хотя и в меньшей степени, считают эксперты. Например, большие объемы чая поставляются как раз по этому маршруту.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

В чем проблема

В 2024 году мировая торговля сдерживается перебоями на двух важнейших морских маршрутах. За январь-февраль 2024 года объем торговли через Суэцкий сократился вдвое 50% по сравнению с показателем годом ранее, через Панамский канал - почти на треть, указывается в отчете Международного валютного фонда (МВФ). Так, через Суэцкий канал проходит около 15% мирового объема торговли. Это кратчайший путь между Азией и Европой. Но нападения хуситов на суда в Красном море привели к перебоям в работе этого маршрута. Вместо него судоходные компании вынуждены выбирать альтернативный маршрут - через мыс Доброй Надежды. Это дополнительные 8 тыс. км, 15% расхода топлива и 10-14 дней доставки грузов. Что неизбежно оказывает повышательное давление на инфляцию и, в том числе, продовольственную инфляцию. В ФАО уже заявили о риске снижения экономической доступности продовольствия для потребителей.

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько говорит, что для "чистых" судов, которые не связаны с США или ЕС, проход по Красному морю не опасен. Но сам фрахт подорожал примерно на 20%, поскольку существенно сужается выбор судов. Соответственно, это не может не отразиться на цене для конечных потребителей - в том числе нашего продовольствия. Но это все равно не так критично, куда серьезнее проблема могла бы быть из-за резкого снижения урожая, отмечает Рылько.

Какие продукты идут через Красное море

По этому маршруту обеспечивается экспорт зерновых и масличных культур из ЕС, РФ и с Украины в Азию и Восточную Африку. Рис и другие товары направляются из Азии. Приблизительная стоимость продукции составляет почти 70 млрд евро, оценивает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская.

Мировые поставки бананов оказались под угрозой из-за природных катаклизмов

По ее словам, список товаров зоны риска достаточно широк: фрукты (виноград), имбирь, зерно, многострадальный кофе и какао (на Уганду и Вьетнам приходится большая доля европейского импорта кофе) и другие. Вызывают вопросы поставки свинины, молочных продуктов и вин, а также импорта чая, специй, птицы и другого продовольствия. Ситуация усугубляется тем, что некоторые трейдеры намеренно задерживают отправку до прояснения ситуации, уточняет эксперт.

Экспорт пострадает меньше

Риски есть не только для импорта, но и для экспорта продукции. И тут речь может идти не о росте, а, наоборот, о снижении цен на внутреннем рынке и массовом банкротстве европейских фермеров, считает Лебединская. Еще до кризиса в Красном море цены на некоторую сельхозпродукцию (зерновые, растительные масла) и так падали, рост фиксировался лишь на сахар, мясо и молочные продукты.

Сейчас цены на продовольственное сырье, экспортируемое из России, находятся "в коррекции", говорит вице-президент, начальник аналитического департамента "Газпромбанка" Дарья Снитко. "Большой урожай пшеницы и масличных последних двух лет в России привел к накоплению высоких запасов пшеницы и растительных масел. Конечно, это определяет нисходящую конъюнктуру цен", - поясняет она.

В этой связи ухудшение обстановки с проходом судов в Красном море, которое вызывает логистические проблемы для поставщиков зерновых и масла в Азию, способствует удорожанию перевозки через рост стоимости фрахта судов. Так что для покупателей в Азии цены вырастут, а вот цены для продавцов вряд ли изменятся кардинально, прогнозирует эксперт.

Эксперт назвал причины закрытия Баренцева моря для рыболовов Великобритании

Впрочем, уже есть новости о том, что в России стали чаще использоваться альтернативные маршруты в Азию по железной дороге. "Значит, компании-экспортеры все же получают новые возможности по диверсификации направлений поставок, что благоприятно для бизнеса в условиях долгого сохранения профицита сырья", - оценивает Снитко.

Через Красное море в том числе идут поставки рыбопродукции из Азии и Дальнего Востока России в Европу, рассказывает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак. При этом ЕС - значимый рынок для российской белой рыбы. Например, в прошлом году российские предприятия отгрузили на европейский рынок порядка 90 тыс. тонн филе минтая первой заморозки. Несмотря на введенные ЕС с 1 января 2024 года пошлины в размере 13,7% на ввоз российской филе минтая, поставки на рынок союза продолжаются, говорит Буглак.

По его оценке, ситуация в Красном море и вызванный ей рост расходов на логистику может привести или к увеличению стоимости российской и азиатской рыбопродукции для европейских потребителей, либо к снижению рентабельности отдельных видов рыбопродукции при поставках в ЕС. Из-за изменения маршрута ставки фрахта на контейнерных сервисах в начале года резко выросли, соглашается Буглак. Например, стоимость перевозки рефконтейнера по морю из корейского порта Пусан в Европу в январе этого года выросла на 45-50% по сравнению с концом декабря прошлого года. Сейчас ставки фрахта немного корректируются, отмечает эксперт. Текущие ставки фрахта на перевозку рыбопродукции из азиатских портов в Европу находятся в диапазоне 4,5-5 тыс. долларов за 40-футовый контейнер (в зависимости от перевозчика и порта назначения). Стоимость снизилась по сравнению с февралем на 15%, но при этом все равно превышает среднюю ставку декабря 2023 года на 30-35%, говорит Буглак.

Цены на импорт должны сгладиться

Глава ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия рассказал "РГ", что по старым контрактам отгрузки кофе и чая идут по прежним ценам, но есть и новые контракты по ценам вдвое выше. Это не значит, что такое же повышение будет заложено в конечную стоимость продукта - на нее влияет много факторов, к тому же не все сырье идет через Красное море. Но очевидно, что этот фактор негативно влияет на себестоимость. Если ситуация в Красном море затянется, это отразится и на конечной стоимости, прогнозирует Чантурия. Больше пострадает чай. Основные поставщики чайного сырья - Индия, Шри-Ланка и Кения, которые совокупно поставляют в Россию 65-70% от общего объема чая. И вес этот объем шел через Красное море. А основными поставщиками кофе являются Бразилия и Вьетнам. Бразилия, понятно, не поставляет через Красное море, а немалая часть поставок из Вьетнама идет через порты Китая и Владивосток.

В шоколаде меняют рецептуру на фоне роста цен на какао-бобы

Пока каких-либо задержек с поставками импортных продуктов в России нет, говорит Лебединская. Предложение товаров категории "фреш" (овощи, фрукты и другие) в российских магазинах сбалансировано, отмечает эксперт. "Расходы на доставку - это часть себестоимости, и даже рост аппетитов перевозчиков приведет лишь к небольшой коррекции цен", - считает Лебединская.

В любом случае мгновенного отклика цен ожидать не стоит. Обычно розница реагирует на изменение мировых цен через 6-8 месяцев. Поэтому, если ситуация разрешится в ближайшее время, то дезинфляционные процессы "перекроют" последствия кризиса, считает Лебединская. Впрочем, в отношении сезонной продукции (киви, инжир, виноград, яблоки) это правило не работает, предупреждает она.

ВЭД Товары и цены