19.03.2024 17:51
СЗФО

Российские суда получат приоритет при перевозке грузов

Текст:  Алексей Михайлов (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №59 (9301)
Госдума приняла в первом чтении законопроект о приоритете судов под флагом РФ при экспорте грузов из морских портов России. Предполагается, что после внесения некоторых поправок он вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Читать на сайте RG.RU

Чтобы обеспечить заказами российских морских перевозчиков, Росморречфлоту предстоит создать информационную систему на базе цифровой платформы "ГосТех", с помощью которой будет организован вывоз ряда грузов из портов страны. Она будет включать в себя подачу заявок на перевозку грузов российскими судами, размещение судовладельцами собственных предложений на использование российских судов, в том числе для вывоза грузов по заявкам отправителей. Кроме того, если в течение трех суток с момента опубликования заявки предложения от российских судовладельцев не поступят, будет автоматически сформирована информация о том, что грузоотправитель получает право на то, чтобы воспользоваться другими судами.

Контролировать приоритетность российских судов будет капитан морского порта. При этом он сможет отказать в выдаче разрешения на выход иностранного судна из порта в случае если отправителю не было предоставлено это право в информационной системе.

Санкции против российских перевозчиков приводят к тому, что грузоотправители массово отказываются от фрахтования российских судов, от чего экономика России терпит миллиардные убытки, и принятый документ позволит решить эту проблему.

Это уже не первое законодательное решение, призванное поддержать российский транспортный флот. В частности, уже действуют поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ, согласно которым уголь, добытый в районе Северного морского пути, может вывозиться только судами под флагом России.

Доставка контейнеров в Калининград по морю ускорилась

Однако отечественных транспортных судов остро не хватает. По мнению экспертов, отрасль морских перевозок в стране предстоит фактически создавать заново. Как отмечают в "Востокгосплане", российский грузовой флот сильно устарел, более половины морских сухогрузов и 41 процент наливных судов имеют возраст более 30 лет. То же самое можно сказать о внутреннем водном транспорте. Иными словами, большая часть плавсредств уже "переслужила" нормативный срок эксплуатации. Это означает, что к 2030 году придется списывать более 90 процентов имеющихся сегодня судов.

Оценки того, сколько стране потребуется построить новых балкеров, танкеров и сухогрузов, значительно разнятся. По оптимистическому прогнозу, потребность России в грузовых судах внутреннего водного транспорта к 2030 году составит около 1,4 тысячи единиц, морского - около полутысячи. Если брать пессимистический вариант, который подразумевает замену устаревшего грузового флота к 2030 году и списание всех пришедших в негодность судов, то к этому сроку потребуются около 6,5 тысячи судов внутреннего водного транспорта и более 1,3 тысячи - морского.

Контролировать приоритетность российских судов будет капитан морского порта

В последние годы пополнение состава флота новыми судами в масштабах отрасли было сравнительно небольшим. В числе главных причин - дороговизна судостроения, из-за чего невозможно реализовать проекты без привлечения заемных средств, высокая стоимость кредитных ресурсов для судоходных компаний, длительные сроки окупаемости судов. Чтобы окупить затраты на строительство грузового судна, требуется 12 лет, а пассажирское окупает себя более чем за четверть века. Поэтому дисбаланс между списанием старых судов и вводом новых сохраняется. С 2016 года российские верфи позволили заместить не более трех четвертей списанного флота. Например, с начала 2022 года количественный состав морского флота в целом сократился на 71 судно, а пополнился лишь на 54, из которых 13 - грузовые.

Судостроение по механизму "квоты под киль" получило новые суверенные требования

Чтобы создать новый грузовой флот, предстоит решить еще одну колоссальную задачу - значительно модернизировать судостроительную отрасль. "РГ" уже сообщала, что, по предварительным оценкам консалтинговой компании SBS Consulting, на обновление российских предприятий, способных строить крупнотоннажный флот, до 2035 года потребуется почти два триллиона рублей. Это необходимо сделать, чтобы обеспечить перевозку хотя бы половины экспортных грузов на судах российской постройки.

Согласно предварительным расчетам, около 1,142 триллиона рублей предполагается взять из федерального бюджета, остальные 817 миллиардов должны выделить частные инвесторы.

По оценке руководства Объединенной судостроительной корпорации, в оздоровление предприятий корпорации за ближайшие пять-семь лет предстоит вложить около 500 миллиардов рублей. Более точная сумма станет ясна по итогам финансового аудита предприятий, который предполагается завершить в июне 2024 года.

СЗФО