Под пристальным вниманием реставраторов икона находится с 1918 года, когда Игорь Грабарь с коллегами впервые приехал в Боголюбово. Прихожане не сразу согласились принять московских гостей. Помогло вмешательство патриарха Тихона. Заключение специалистов было неутешительным: "Доска оказалась треснувшей во многих местах; внизу иконы червь-шашел истончил доску… Площадь повреждения равняется примерно половине площади всей иконы. Лики и доличное почернели до полной невозможности рассмотреть изображения. Древние краски не только частями утратились совершенно, но и лишились прежнего цвета. Состояние Боголюбской иконы Божией Матери оказалось столь опасным, более того, - столь роковым для дальнейшего ее существования, что, если не принять мер, памятник погибнет безвозвратно".
В течение более ста лет икона то возвращалась в храмы, то оказывалась в музеях, то на реставрационном столе - после ликвидации Боголюбского монастыря ее поместили в иконостас церкви Иоакима и Анны в Боголюбове, затем перевезли в Успенский собор Владимира, а в 1945 году она была поставлена на музейный учет во Владимирский областной краеведческий музей. В 1992-м оказалась на экспозиции "Православие и культура во Владимирском крае" Успенского собора Княгинина монастыря. Впервые при содействии тогдашнего министра культуры Юрия Соломина для сохранности иконы была создана климатическая камера. Но, несмотря на это, святыня продолжала разрушаться. А с 2009 года икона была постоянно на реставрации, не доступная для зрителей и верующих. Теперь ее, обновленную, можно увидеть на выставке во Владимире в музейном центре "Палаты" Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Сын Юрия Долгорукого князь Андрей основал свою резиденцию на том месте, где привиделась ему Пречистая. Когда он ехал из Вышгорода в Ростов, кони встали как вкопанные на месте современного Боголюбова. Ничто не могло их сдвинуть с места. А ночью князю явилась Богородица. Чуть позже он повелел неизвестному нам иконописцу написать ее икону в полный рост. Реконструированный макет замка на холме, отлично защищенного от неприятелей, поражает: подобно царю Соломону Андрей Боголюбский строил свой второй Иерусалим. Храм Рождества Богородицы был возведен из белого камня и украшен позолоченными медными листами. Имена мастеров, создававших произведение искусства, история не сохранила. Но есть версия, что они приехали на Русь из Северной Италии - регионов Ломбардия и Эмилия-Романья.
Увы, от прежнего великолепия до наших дней сохранились лишь фундамент церкви Рождества Богородицы, арочный переход, лестничная башня. Богатый комплекс княжеских покоев был разрушен - когда и при каких обстоятельствах, неизвестно. Зато точно известно, что в этих покоях князь был жестоко убит. Ипатьевская летопись сохранила подробности той кровавой ночной схватки. Двадцать заговорщиков ворвались в ложницу, спальню безоружного князя, - висевший обычно над постелью меч забрал подкупленный или подпоенный слуга. Какое-то время князь был еще жив. Раненный, он пробрался по арочному переходу в башню, но заговорщики нашли его, отрубили руку и завершили начатое.
В 1722 году храм, где находилась икона, рухнул. Наместник монастыря решил растесать окна для лучшего освещения. Так под завалами икона провела несколько лет. Как рассказывает реставратор Центра им. Грабаря и куратор выставки Александр Горматюк, в центре иконы было характерное повреждение - вероятно, на нее упал острый камень и пробил доску. Кстати, сохранившаяся оригинальная липовая доска XII века - тоже чудо. Она слишком долго пролежала в воде, и деградация дерева в нижних участках достигла такого состояния, что оно превратилось в поролон. Было много версий того, что икону в более позднее время могли перенести на другую доску, но последние исследования установили: доска - подлинная. Немало времени занял и подготовительный период реставрации, в ходе которого сменилось несколько поколений реставраторов. Долго выбирались способы изучения иконы, и впервые было применено 3D-сканирование.
Как отметил на открытии выставки директор Центра им. Грабаря Дмитрий Сергеев, самым сложным было сохранить аутентичность иконы: "Как "убить" XIX век, а там XVIII-й, и сколько под ним других слоев?" В итоге реставраторы смогли раскрыть поздние слои, и лик Богородицы был явлен в первозданном виде. "Если бы не подвиг музейщиков, их труд, надежда и вера, реставраторам просто не с чем было бы работать", - отметил Сергеев.
Всю историю реставрации можно проследить в первых двух залах, предваряющих знакомство с памятником. Фотографии, сенсорные экраны - один из них представляет собой реставрационный стол на величину иконы (а ее размеры 185 на 105 см), где можно проследить, как выглядела икона в разные периоды своей жизни, карандашные рисунки этапов реставрации, фрагменты фресок первого храма Рождества Богородицы, построенного при Андрее Боголюбском, фресковые гвозди, удерживавшие икону на сводах, фрагменты тех самых позолоченных пластин и колонн. "Если бы не специалисты Центра им. Грабаря, если бы не было их поддержки и опоры, мы не смогли бы в принципе создавать выставки, - отметила на открытии директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева. - Это собрание удивительных профессионалов".
И, наконец, третий зал, где в полумраке с точечным светом, направленным на икону, в витрине выставлена "Боголюбивая". Темный пустой зал: только икона и маленькая банкетка перед ней. Для того, чтобы не навредить святыне, в зал пускают не более 10 человек за один сеанс.
Для сохранения идеальных условий экспонирования - 17-18 градусов выше нуля и 50% влажности - была создана специальная тридцатикилограммовая витрина. Как рассказал "РГ" Александр Горматюк, она изготовлена в России. "У нас накоплен серьезный опыт реставрации икон, - отметил реставратор. - Витрина построена по принципу пассивного микроклимата. Она позволяет стабилизировать перепады влажности и сохранять деревянную поверхность, которая чувствительна к любым изменениям. Кроме того, она экспонируется в помещении со специальным микроклиматом. Это позволяет открывать витрину и осматривать икону без стрессов".
Пока икона на время выставки будет пребывать в "Палатах". И музейщики очень надеются, что там она и останется, ведь рисковать ее состоянием, значит, перечеркнуть почти сто лет, в которые реставраторы спасали святыню.
Соседний с Владимиром древний Суздаль готовится отметить тысячелетие. В Центре современного искусства МИРА презентовали программу театрального фестиваля "1000 лет за десять дней", который пройдет в августе этого года. Пять современных драматургов после изучения истории города, разговоров с местными жителями, пишут пьесы, которые потом будут играть по всему Суздалю. Весь город превратится в одну большую сценическую площадку. Показы будут в полях, на берегу реки, в Сельском театре драмы и комедии в деревне Фомиха. Уже прошли первые читки. Так, в представлении драматурга Светланы Баженовой, Суздаль - это космический корабль, запуск которого на орбиту задерживается на тысячу лет.