Центральный музей железнодорожного транспорта РФ (ЦМЖД) стал уже четвертой локацией для выставки. В январе 2024 года она впервые была представлена в петербургском Доме журналиста и вызвала огромный интерес у представителей СМИ и культурной общественности Северной столицы. Затем экспозицию показали специалистам в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга. В феврале директор Северо-Западного филиала "РГ" Анжелика Гурская представила выставку старшеклассникам физико-математического лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга. Все эти показы, в силу особенностей мест размещения, имели "полузакрытый" характер. И вот теперь выставка доступна в музее, бережно хранящем историю железных дорог и людей, создававших их. А в "отдельно взятой" судьбе Павла Тюменева, как в капле воды, отразились великие и трагические страницы судьбы Отечества.
"Простой инженер, занимавшийся разработкой эскалаторов для московского и петербургского метро... Об этой творческой работе и о жизни этого интереснейшего человека мы и расскажем. Попытаемся показать его судьбу в различных ипостасях", - сказал на открытии выставки директор ЦМЖД Владимир Мителенко.
В музейных стенах выставка предстает в новом, расширенном формате, она дополнена уникальными экспонатами, хранившимися в семье Павла Тюменева, отметила на церемонии открытия Анжелика Гурская. Она напомнила, что выставка приурочена к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны и посвящена памяти поколения, защищавшего от врага Ленинград и другие города Советского Союза, самоотверженно трудившегося в тылу, приближая Победу, а затем посвятившего свою жизнь восстановлению и развитию страны. Одним из таких людей и был Павел Тюменев.
Помимо ранее представленных и новых экспонатов, на выставке можно посмотреть на большом мониторе документальный фильм "Номер 715. Из Дахау - в блокаду", снятый продюсерской компанией "ПМГ" совместно со студией "Телеинвест". Название фильма напоминает о номере, который советскому инженеру, оказавшемуся в служебной командировке в Германии в июне 1941 года, "присвоили" в нацистском концлагере Дахау. В те первые дни войны в лагерях смерти оказались полторы тысячи граждан СССР, которых советскому правительству с большим трудом удалось вырвать из лап нацистов. Этому совершенно неизвестному широкой публике историческому эпизоду также посвящена часть выставки "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы".
Другая ее часть, от которой замирает сердце и наворачиваются слезы, рассказывает о жизни возвратившегося из Германии Павла Тюменева и его семьи в блокадном Ленинграде. Страшные первые месяцы блокады он провел вместе с женой, певицей Кировского театра, отказавшейся от эвакуации, чтобы больше не расставаться с мужем. Но суровое военное время вновь обернулось разлукой, и Павла Тюменева, как ценного специалиста, эвакуировали из Ленинграда. Теперь с любимой женщиной его связывали только письма. Эти послания, а также строки из дневников Тюменева, бережно сохраненные потомками, зазвучали в ходе театрализованной презентации выставки, в обстановке ленинградской квартиры блокадной поры.
Образы Павла Тюменева и его супруги Антонины талантливо воссоздали не артисты, а профессиональные музейщики - заместитель директора, главный инженер ЦМЖД Александр Низковский и заведующая сектором культурно-образовательных программ музея Полина Чекалина.
"Когда мы готовили выставку, мы читали дневники Павла Тюменева, пропускали через себя всю историю этой семьи, пытались найти какие-то факты, которые раньше не были опубликованы или представлены, - рассказала "РГ" Полина Чекалина. - Нам была интересна прежде всего человеческая судьба, а не какие-то технические достижения. И через эту человеческую судьбу хорошо понимаешь, насколько великая у нас страна, какие великие люди жили и работали в самых непростых условиях - это чрезвычайно интересно".
На открытие выставки пришли и действующие метростроевцы, продолжающие работу своих героических предшественников. Как оказалось, технические достижения Павла Тюменева и его коллег до сих пор востребованы метрополитеном. В ходе идущей в эти дни реконструкции станции метро "Чернышевская" метростроевцы убедились в мощнейшем ресурсе эскалаторов "ЛТ-1", в создании которых участвовал Павел Васильевич Тюменев. Об этом рассказал Марк Лозоватский, главный конструктор по эскалаторам АО "Метрострой Северной Столицы". Эскалаторы типа "ЛТ" до сих пор работают на многих станциях Петербургского метрополитена, построенных в советское время. А их чертежи хранятся в архиве эскалаторной службы. В ходе презентации выставки были показаны кадры кинохроники, на которых запечатлен Павел Тюменев с коллегами во время наладки эскалаторов на первой очереди Ленинградского метрополитена.
Представители петербургского Метростроя с особым чувством отнеслись к экспозиции о Павле Тюменеве, открывшейся в музее, ведь тысячи его работников во время блокады своим трудом и жизнями на подступах к Ленинграду помогали спасти город от голодной смерти, а затем отбросить и разгромить врага. Председатель Совета ветеранов Метростроя Виктор Зорька напомнил, что многие из будущих ленинградских метростроевцев получили свой первый профессиональный опыт при строительстве метро в Москве, а уже в 1941 году, накануне войны, большой отряд классных специалистов приехал строить метро в Ленинграде. Но им пришлось возводить не метро, а оборонительные сооружения, и до Победы дожили не все. История Павла Тюменева напомнила ему о судьбе других ленинградских метростроевцев и их легендарного начальника Ивана Зубкова.
"История Павла Васильевича Тюменева уникальна и очень интересна для всех жителей Ленинграда - Санкт-Петербурга, в семьях которых хранится память о войне и блокаде, - сказал корреспонденту "РГ" Сергей Шуринов, координатор культурных проектов АО "Метрострой Северной Столицы". - Человек из Берлина попал в Дахау, а потом в ад блокады Ленинграда. Не у каждого была такая судьба, которая потрясает умы. Благодаря "РГ" мы о ней узнали и воплотили на выставке в ЦМЖД. Я считаю, что такие выставки должны напоминать нам о тех моментах истории, которые мы пережили". По словам Шуринова, биография Павла Тюменева олицетворяет судьбы простых людей, которые внесли гигантскую лепту в нашу Победу и в послевоенное развитие метрополитена.
Помнят работу Павла Тюменева и в Москве. Он создавал первые эскалаторы для столичного метро еще до войны и работал в Москве в первые послевоенные годы. С открытием выставки ее организаторов поздравил глава АО "Мосметрострой" Сергей Жуков, приветствие которого зачитала глава пресс-службы "Мосметростроя" Светлана Генералова. Сергей Жуков напомнил, что ленинградский завод "Красный металлист", где работал Тюменев, многие годы был надежным поставщиком эскалаторов и эскалаторного оборудования для московского метро, и выразил уверенность в том, что выставка о Павле Тюменеве будет интересна горожанам, гостям Северной столицы, а "для подрастающего поколения история его судьбы - хороший пример для подражания".
Открытие выставки "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы"