Потом был концлагерь Дахау, где он стал "номером 715", но все-таки смог вернуться на Родину, в Ленинград. А через месяц началась блокада. Он выжил. И потом еще долго проектировал "лестницы-чудесницы" - так в то время называли эскалаторы.
В петербургском Доме журналиста "РГ" открыла выставку "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы", посвященную моему деду. В нашей семье никогда не скрывалось, что дедушка начало войны встретил в Берлине. Но разбирая семейные архивы уже после смерти моего отца (сына Павла Тюменева), я была поражена тем, с какой скрупулезностью дедушка описал и немецкий плен, и блокаду, и строительство первых линий метрополитена. Отдельной стопкой лежали письма военного времени. Дедушку эвакуировали из Ленинграда в 1942 году, его супруга (моя бабушка), певица хора Кировского театра, осталась в кольце блокады. Они писали друг другу. В листочках с печатями военной цензуры открылась история их любви, которую они смогли сохранить до конца своих дней.
Среди документов лежала и справка о том, что в июле 1941 года он находился в изоляторе на теплоходе "Сванетия". Советских командированных возвращали на Родину долгим, замысловатым путем, тяжелым физически. А когда они приехали в Стамбул, их поселили на "Сванетию". Был документ и о том, что по возвращении в Ленинград дедушку послали рыть окопы, справка об эвакуации. За всем этим стояла не только история близкого мне человека, а гораздо больше - судьбы многих, оказавшихся в похожей ситуации. И прежде всего, советских командированных, находившихся в Германии 22 июня. Это практически неизвестная страничка истории. Мы хотели ее приоткрыть.
Руководство Северо-Западного филиала "РГ" приняло решение об организации выставки, основанной на этих воспоминаниях и документах. А в конце января состоится премьера фильма "Номер 715. Из Дахау в блокаду". "Для меня эта история оказалась совершенно невероятной, - рассказал актер Никита Аксенов, который сыграл в фильме Павла Тюменева. - И не только по событиям. Только представьте: ему удалось выехать из Германии, из плена немецкого, и после долгой дороги домой, истощенный физически, он попадает в блокаду. Внутренний стержень героя, его духовная стойкость - вот что привлекает. А играть его было просто - особенно, когда я попал в квартиру Павла Васильевича, где все дышит прошлым, все пропитано присутствием этого человека. Ничего не нужно изображать, все происходит само собой".
Выставка продлится по 29 января.