Город тополей и роз, окруженный сосновым лесом. Город химиков, воздвигнутый честным трудом. А боевики ВСУ называли его "Сепародонецком", уничтожая артиллерией.
Мины-ловушки
Война пришла сюда в феврале. Летом - закончилась. Раскаленное солнце не знает жалости, а водопровод и электричество не работали. Улицы города завалило мусором и неразорвавшимися снарядами. Потребовалось несколько месяцев, чтобы наши саперы отработали каждый квадрат. Они обезвреживали иностранные боеприпасы и даже мины-ловушки, замаскированные под игрушки.
Город глотнул свежего воздуха. Но до сих пор нет ни связи, ни интернета - военное положение. Это как попасть в прошлое, когда еще не появился телефон. Люди встречаются у фонаря, аптеки, столба. Связи-то нет. В назначенное время на свидание пришли влюбленные.
Так и сейчас, но в век технологий местные жители не знают прогноза погоды на завтра. По соображениям безопасности мобильный интернет вне доступа. 15 километров - и начинается фронт. Печатных газет здесь не хватает, они становятся роскошью. Людям недостает хороших новостей. Мы привезли газеты и раздавали их прохожим.
Пробитый осколками дорожный знак. Но главное здание администрации города симпатичное, ухоженное. Кабинет мэра на втором этаже. Глава города Николай Моргунов дал интервью "РГ".
- Практически каждое здание Северодонецка повреждено, а порядка 80 процентов разрушено, - рассказал он.
Это был красивейший город еще и потому, что он самый молодой на Луганщине. Северодонецк очень грамотно, современно спроектирован и построен. В тридцатых годах тут был поселок Лисхимстрой, в нем жили строители градообразующего химического предприятия "Азот".
На сегодня задача - вернуть его к жизни. В Северодонецк приехали москвичи, их очень много, здесь также работает Ростов, Воронеж, Чечня, Воркута, да вся Россия.
Северодонецк взяла под свое крыло Пермь. Пермяки - настоящие крутые парни, с первых же дней в нечеловеческих условиях, еще под грохот орудий завезли технику и вывозили мусор. Местные жители вернулись в дома, а школьники - на уроки. Дети записываются в спортивную секцию по волейболу.
- Прежде и я каждый день перед работой пробегал 3 - 5 километров, старался держаться в форме. Увы, сейчас это невозможно, рабочий день почти круглосуточный, - признается Моргунов.
Николай Викторович не теряет надежду. Он человек верующий. Собирает иконы - есть у него подарки и друзей, и священников. Главное, верит в то, что правда восторжествует и Северодонецк снова расцветет.
Чудом уцелевшие
Когда-то в городе жили больше 100 тысяч человек, широченные улицы, а сколько скверов и парков! Сейчас восстанавливают автобусные остановки. Уже открыты пенсионные фонды и поликлиники. Хорошая динамика и на рынке труда.
В супермаркетах можно найти манго, авокадо и экзотические орехи. Маленькие магазины торгуют скромнее.
- Было и такое, что хлеб сами пекли, - рассказывает журналист и гид по городу Людмила Трахтенберг. - У нас даже свое телевидение было.
В августе этого года заработал фонтан. Такие бедные, сиротливые струйки, а детвора плескалась и рада была. Вот аллея, ведущая от площади Победы к уничтоженному Ледовому дворцу. А мозаика на стене уцелела. На подоконниках замерзли цветы. Массовые мероприятия сейчас не проводятся.
Где-то в соседних дворах стояли могилы и кресты. Северодонецк еще называли луганским Мариуполем. Просто потому, что украинские войска умышленно обстреливали город. Сначала превратили в крепость, а уже когда поняли, что не удерживают, попытались его уничтожить. Вместе с людьми.
Чудом уцелевшая на первом этаже разрушенного жилого дома детская городская библиотека. Такая пестрая и разноцветная, как игрушечный домик. Рядом мальчики играют в песочнице.
- Детские книги мы уберегли от бомбежки, в коробки сложили и спрятали, - рассказывает моя однофамилица, директор библиотеки Инна Ковалева.
Им теперь привезли все новое. Мы доставили книги, выпущенные "Российской газетой". А волонтеры из России подарили большой детский паровозик, состоящий из книжных полок.
Т-34
Сквер Славы: еще с советских времен тут стоит рабочая лошадка той еще войны - танк Т-34. И уже в эту войну местный житель, сидя в бомбоубежище под артиллерийскими обстрелами, сшил красный флаг. Спустя год он появился на митинге, посвященном освобождению города от немецко-фашистских захватчиков и украинских ВСУ. Бравый пенсионер взобрался на танк и водрузил на нем свое самодельное знамя. Выше всех флаг развевался на ветру.
В городе комендантский час. Но коммунальные службы в строю и работают. Копают, ремонтируют, прокладывают - все новое. Теплые дома, свет и горячая вода без перебоев. И без дела никто не сидит.