Во-первых, один из основных производителей российских грузовиков - КАМАЗ - сейчас загружен заказами для нужд армии.
Во-вторых, китайские производители сотрудничают с мировыми автогигантами. Благодаря этому сотрудничеству, китайцы быстро и эффективно проанализировали российский рынок и быстро заместили объем своих западных партнеров после их ухода.
В-третьих, китайские производители, в отличие от российских, имеют доступ к европейским технологиям и активно используют западные комплектующие.
По этим причинам экспансия Китая на российском рынке становится все шире. Рынок постепенно насыщается комплектующими для ТО и ремонта, но главное - в России появились импортеры техники, которые внедряют единые высокие стандарты обслуживания в дилерской сети.
Какова сейчас ситуация на рынке спецтехники? По результатам 2023 года продажи иномарок увеличились на 153 процента - с 37673 до 95341 единицы. В основном это произошло за счет продаж китайских машин. Продажи отечественных грузовиков выросли всего на четыре процента, с 46999 до 48878 единиц. Доля рынка "китайцев" за прошедший год достигла 66 процентов от общего объема.
Если говорить о популярности той или иной модели, то и тут китайские грузовики захватили лидирующие позиции. В топ-3 вошли Sitrak C7H - за 2023 год было продано 18360 штук, тогда как в 2022 году - только 2167. Второе место у FAW J6: 9007 и 3901 единица соответственно. На третьем - Shacman SX 331: 6413 и 3460 штук.
Совсем недавно в Россию пришел новый китайский бренд Sany. Этот бренд уже является мировым лидером по продаже строительной техники, а кроме того, в самом Китае Sany - лидер по продаже электрических грузовиков. В прошлом году бренд появился в России, а в 2024-м на российском рынке будут представлены две модели: электрический седельный тягач SANY EV650 и электрический легкий грузовик SANY EV106. Благодаря адаптации грузовиков специально под российские условия эксплуатации и грамотной организации послепродажного обслуживания, есть все основания полагать, что новый бренд займет свою нишу и станет востребованным среди российских покупателей грузовой техники.
Анализ рынка последних лет говорит о том, что 2024 год будет близким к 2023-му с точки зрения объема поставляемой в Россию грузовой техники и в текущем году нас ждет плато.
Что дальше? Локальные производители будут стараться усилить свои позиции, но и китайские бренды нарастят объемы поставок за счет расширения присутствия в новых сегментах. У китайских брендов сейчас есть все возможности для формирования парка техники в России. Но пока ситуация на рынке далека от идеальной. Системность и упорядоченность - именно этого не хватает владельцам предприятий. Выбрать правильного партнера с достойным продуктом и уверенной сервисной поддержкой достаточно сложно, но возможно.