Как справиться с болью? Те, кто побывал в руках террористов и потерял близких почти 20 лет назад, дали несколько советов
Не замыкаться в себе
Жанна Дзгоева, при теракте в Беслане потеряла дочь, вторая дочь осталась инвалидом:
- Мне хочется всех обнять и сказать: держитесь, как я вас понимаю! Гибель людей от рук террористов - страшная трагедия. Наша семья знает это. В сентябре 2004 года произошло событие, которое никак не соотносится с общечеловеческими принципами.
Первого сентября две мои красавицы дочери вместе с подругами пошли на школьную линейку. Те, кто помнит эти дни, никогда не забудут этот ужас.
Вот уже почти 20 лет мы тоскуем по той, нормальной, жизни, когда были живы и здоровы наши дети.
Что помогает нам справиться с нашим горем? Бесконечная любовь к нашей девочке, желание сделать ее жизнь интересной, и люди, для которых Фатима стала близким человеком. Она не дала нам сложить руки и горевать.
Люди со всего мира писали и звонили, говорили, что Беслан - общее горе, и они скорбят вместе с нами, это очень помогло нам справиться и собраться с силами. Сейчас общим страшным горем стала трагедия в Подмосковье.
Наше главное послание всем выжившим в "Крокус Сити Холле" - не замыкайтесь в себе. Ищите силы жить дальше.
Всем тем, кто потерял близких , хочется пожелать сил и терпения. Мы разделяем горечь их утраты и скорбим вместе с ними. Молимся о том, что бы все невинно убиенные обрели покой.
Жить здесь и сейчас
Алан Кулов, 31 год, пострадал при теракте в школе Беслана в 2004 году:
- Для тех, кто пережил теракт, ужасные события навсегда останутся в памяти. Когда понимаешь, что твоя жизнь на волосок от смерти, тебя охватывает всепоглощающая паника. Это очень страшно, особенно если ты попал в этот капкан с родными (мы там были вместе с восьмилетним братом Олегом).
После всего пережитого нужно собраться с силами. Очень важно не падать духом. Надо найти в себе мужество жить дальше. Ради тех, кому ты дорог, ради близких, родных. Как бы ужасно это ни звучало для вас сейчас, но жизнь продолжается и не стоит на месте.
Долгое время я постоянно мысленно возвращался в тот страшный день, когда все случилось в Беслане. Но мне очень помогла одна фраза "Живи здесь и сейчас. Ты нужен своим родным". Это я могу посоветовать и тем, кто выжил в "Крокусе", и тем, кто потерял там близких. Живите здесь и сейчас. Вы нужны своим родным!
А еще очень важна вера. Нам остается только молиться за души умерших и живых. Нужно обязательно воспользоваться вторым шансом. Пусть никогда на земле не повторится ничего подобного, и все обретут покой и уверенность в завтрашнем дне.
Во время захвата школы мне было почти 12 лет. Был страх... Тогда. Он остался и потом. Я боялся даже из окна смотреть. Мне казалось, что снайперы-террористы все еще сидят на балконах и выслеживают очередную цель. Психологи вывели меня из этого всего. Им я очень благодарен.
Можно ли забыть о случившемся? Забыть - нет, это невозможно. Но нужно абстрагироваться от этого, мысленно поместить информацию в закрытый ящик и жить дальше. Я очень переживал гибель брата. В детстве я считал, что он помогает мне по жизни, мысленно обращался к нему. И с этим ощущением я привык жить - он рядом, просто я его не вижу. Берегите своих близких! Я всегда предупреждаю их, куда, зачем и с кем иду. Чтобы они не волновались.
А еще в больших торговых центрах и кинотеатрах я всегда обращаю внимание на входы и выходы из помещений, количество людей, есть ли охрана. А если что-то настораживает, отказываюсь от посещения этого места. Долгое время меня преследовала фобия - я боялся женщин в никабе и небритых мужчин (так выглядели террористы). Сейчас я научился это контролировать.
Надо обратиться к Богу. Жить во благо мира. Страх не уйдет, если опустить руки и сдаться. Надо встать ровно и продолжить жить. Сплотиться с родными и близкими: помочь друг другу.
Моим родителям пережить беду помогло рождение новых детей. После их появления на свет они воспряли духом. Одна из девочек очень похожа на брата.
Как они живут сейчас
С семьями Дзгоевых и Куловых мы познакомились в сентябре 2004 года. И с тех самых пор остаемся друзьями. Тогда я, молодая журналистка, освещала трагические события, произошедшие в Беслане, а также следила за тем, как идет лечение и восстановление пострадавших в теракте ребят, навещала их в стационаре. Все эти годы близкие не уставали благодарить донских врачей, в прямом смысле вернувших к жизни их детей, а еще людей, оказавшихся рядом - их были тысячи.
12 раненых бесланских заложников тогда спасали в ростовской областной детской больнице и в детском ожоговом центре горбольницы №20. Фатима из них оказалась самой тяжелой, долгое время оставалась подключенной к аппарату ИВЛ и была парализована, а из ее головы врачи извлекли большой металлический осколок. Тогда за девочкой ухаживала ее тетя Лана, у мамы в тот момент был на руках грудной ребенок (сейчас этот малыш вырос: Георгий уже студент и главный помощник в семье). Какое было счастье близких, когда Фатима начала говорить и ходить, и праздник - когда получила школьный аттестат! Сейчас ей 29 лет. И она часто просит отвезти ее в "Город ангелов" - на кладбище, где сотни могил безвинных жертв бесланской трагедии.
Алан Кулов тогда во взорванной школе получил множественные ранения: рук и ног, открытую черепно-мозговую травму. Сложное, многолетнее лечение у него позади. Но именно тогда, в Ростове-на-Дону он решил, что вырастет и обязательно станет врачом. Сейчас 31-летний стоматолог Алан Кулов живет в Ханты-Мансийском автономном округе в городе Радужный, куда переехал из Северной Осетии с женой и двумя детьми: сыну Давиду четыре года, дочери Софии девять месяцев. Жизнь продолжается!