Особенно это касается регионов, отдаленных от основных портов, где важна железнодорожная инфраструктура. Недостаточное количество элеваторов, способных отправлять большие партии зерна по железной дороге, приводит к увеличению сроков и стоимости доставки. Впрочем, по словам представителя аграрного ведомства, сейчас в индустрии наблюдается тенденция к строительству современных элеваторов, которые могут обеспечить полноценную отправку зерна и обладают собственной инфраструктурой.
Рыночные игроки начинают инвестировать не только в строительство элеваторов, но и в развитие собственного подвижного состава и строительство терминалов. Несколько серьезных проектов реализовано за последнее время, например в Краснодарском крае, который обладает целой сетью морских глубоководных портов. Как говорят инвесторы, новые мощности вводят в первую очередь для удовлетворения растущего спроса на российское зерно со стороны КНР и стран Африки. И это уже веяние нового времени. Государство поддерживает этот процесс, предоставляя льготные кредиты для строительства подъездных железнодорожных путей и развития инфраструктуры.
Кроме того, сегодня в России активно развивается тема хранения выращенного зерна в так называемых рукавах - мобильных хранилищах, которые можно развернуть прямо на поле и хранить зерно в таком виде. Это прекрасный инструмент для локальной подстройки под ситуацию на рынке.
Другая ситуация в сфере овощеводства и производства картофеля. Рынок здесь в разы меньше, чем по зерновым и масличным. Однако отрасли развиваются, есть планы по наращиванию производства и экспорта. При этом себестоимость производства и стоимость хранения овощей и картофеля в необходимой кондиции гораздо выше, чем в ситуации с зерном. Поэтому, отмечают эксперты, для увеличения производства овощей, фруктов, ягод и картофеля необходимо задумываться о строительстве не просто складов, а современных хранилищ в местах производства.
По словам исполнительного директора Союза участников рынка картофеля и овощей Алексея Красильникова, сегодня общий объем мощностей хранения овоще- и картофелехранилищ в России составляет порядка 8 млн тонн, из них 2 млн нуждаются в модернизации. Государство субсидирует аграриям часть затрат на реконструкцию, но удовольствие это недешевое, поэтому процесс идет небыстро, говорит эксперт. Однако работу надо продолжать. "Например, обычный столовый картофель хранится при температуре 3-5 C. А для картофеля, подлежащего дальнейшей промышленной переработке, например, для производства чипсов или картошки фри, требуются более высокие температурные показатели. Причем это надо поддерживать постоянно, чтобы картофель в процессе хранения не набирал редуцирующие сахара.
При этом предприниматели рассказали корреспонденту "РГ", что за последние два-три успешных года практически все они сумели модернизировать свои предприятия. Это настолько выгодно, что многие даже не привлекали государственные деньги, а делали все за свой счет. Причем дефицит хранения - спорный вопрос. "У нас скорее проблема с затовариванием рынка, нет переработки. Надо думать, куда реализовать выращенный урожай. Причем чтобы это было экономически интересно. Лично я вижу выход в переработке, поэтому сейчас занимаюсь этим вопросом", - рассказал "РГ" Антон Бибик, фермер из Брянской области.
О необходимости развития переработки говорят и производители зерна, которые признают, что можно и дальше развиваться экстенсивно, увеличивая производство и строя новые мощности для хранения под экспорт.
Но параллельно все-таки нужно думать и над развитием производств с высокой степенью передела, которые не только позволят решить вопрос с затовариванием, но и будут создавать новые высокотехнологичные места в сельской местности, обеспечат дополнительные новые налоги в бюджеты всех уровней.