02.04.2024 12:27
Культура

В Московской филармонии продолжается цикл "Весь Стравинский"

В Московской филармонии продолжается цикл "Весь Стравинский"
Текст:  Надежда Травина
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (9319)
Уникальный в своем роде абонемент Концертного зала имени Чайковского уже второй сезон погружает в музыкальный мир одного из самых культовых композиторов XX века Игоря Стравинского. Авторы проекта взялись за серьезную задачу представить все его сочинения - от хрестоматийной "Весны священной" до малоизвестных камерных романсов в хронологическом порядке.
/ Пресс-служба Московской филармонии
Читать на сайте RG.RU

Формат таких концертов состоит из краткого увлекательного конферанса лектора Ярослава Тимофеева и, собственно, исполнения музыки Стравинского, которую интерпретируют лучшие российские оркестры и дирижеры. На глазах у публики складывается настоящая антология творчества Игоря Федоровича - понятная и доступная абсолютно каждому.

В очередном концерте цикла "Весь Стравинский" проводниками в его эпоху стали Госоркестр имени Светланова, дирижер Федор Безносиков и актеры Евгений Цыганов, Юлия Хлынина и Виктор Рыжаков.

Композитор и дирижер Игорь Федорович Стравинский

В программе объединились сочинения, созданные в 1917-1918 годах, в переломный период и для мировой истории, и для самого композитора. Начали с крошечной увертюры - "Песни волжских бурлаков", обработки русской народной песни "Эй, ухнем", сочиненной Стравинским по просьбе Дягилева за одну ночь. Перед тем, как группа медных и ударных Госоркестра торжественно сыграла ее на манер траурного марша, Ярослав Тимофеев поведал любопытную историю создания - о том, как, в общем, незатейливый "кавер" Стравинского едва ли не стал новым гимном России.

На глазах у публики складывалась настоящая антология творчества Игоря Стравинского

Другой эксперимент "композитора тысячи одного стиля" прозвучал, напротив, энергично и зажигательно, как и предполагает жанр. В "Регтайме" для 11 инструментов, буквально пропитанном острыми ритмами и любопытными сочетаниями тембров, среди которых особенно выделялись цимбалы, композитор словно отвесил поклон джазу и американской культуре начала прошлого века. А в "Песне соловья" - своей единственной симфонической поэме - искусно интегрировал китайский колорит на русскую музыкальную почву, создав масштабную эпическую фреску в духе своего учителя Римского-Корсакова.

/ пресс-служба Московской филармонии

Дирижер Федор Безносиков, которого в последнее время активно полюбила и пресса, и публика, буквально спас концерт, выйдя на замену коллеге Алексею Рубину, когда тот накануне сообщил о своей болезни. Федор Безносиков руководил Госоркестром достаточно робко, словно боясь их статуса "мэтров", однако, учитывая форс-мажорные обстоятельства и отсутствие большого опыта работы молодого дирижера, можно сказать, что взаимопонимание с музыкантами в полной мере сложилось.

/ пресс-служба Московской филармонии

Подлинный контакт произошел на главном сочинении вечера - "Сказке о беглом солдате" Стравинского, которая развернулась в виде мини-спектакля. Историю о русском Фаусте рассказали актеры театра и кино Евгений Цыганов (Солдат), Юлия Хлынина (Черт/Принцесса) и Виктор Рыжаков (Чтец). Их трио произносило поэтический текст драматурга Михаила Савченко на манер рэп-читки, причем каждый артист сделал своего персонажа выразительным и харизматичным - особенно постаралась Юлия Хлынина, чей герой говорил соблазнительным игривым голосом. Видеоряд художника Владимира Гусева, созданный специально для концерта, отсылал к работам Кандинского, Клее и других абстракционистов начала прошлого столетия, нисколько не мешая восприятию. Инструментальный состав, расположившийся по обеим сторонам от актеров, мастерски воспроизводил то лихой джаз, то марш, то танго, соединяя эти аллюзии в единое целое. Не хватало только пантомимы или танца, как и задумывал Стравинский, но это будет уже совсем другая история и другой концерт.

Классика Москва