Расположенный под боком у Екатеринбурга Сысертский район в народе окрестили "уральской Рублевкой" - за шикарные коттеджные поселки и высокую стоимость земли. Между тем от ВИП-статуса местным жителям больших благ не перепадает. Муниципалитет давно дотационный, и обычные деревни и села хорошеют в основном за счет поступлений из федерального и областного бюджетов. Сумма дотаций нынешнего года - три миллиарда рублей. Но даже при такой подпитке многие социальные проекты остаются замороженными - банально нет денег.
"Бюджет района в категорически плачевном состоянии. На детские сады, школы не хватает средств, не говоря уж об уникальной больнице в селе Никольском, которой уже сто лет. И вы считаете, что первостепенная задача в начале года - утверждение надбавок?" - возмущаются сысертцы в обращении к народным избранникам.
По факту бонусы к пенсиям экс-чиновникам утверждены вполне законно. Как указывается в 7-й статье закона №166-ФЗ, "условия предоставления дополнительного обеспечения бывших руководителей определяются региональными властями и муниципалитетами". Тут, как говорится, хозяин - барин, поскольку деньги выделяют из местного бюджета. "Парашюты" для высших должностных лиц подготовлены практически на всех уральских территориях. А вот "позолота" разная. В Сысерти еще в начале двухтысячных решили не "жмотиться" и предусмотрели самые щедрые ежемесячные премиальные.
- В большинстве других территорий заложили процент от базового оклада действующего мэра. У нас же за основу взяли общую, со всеми премиями и доплатами, зарплату. В итоге после отставки главе полагалась солидная материальная поддержка. Но ради экономии бюджета в 2016 году систему пересмотрели и, как у всех, рассчитали процент только от голого оклада, после чего суммы снизились вдвое. И вот сейчас опять непонятный скачок, - рассказала "РГ" депутат Ирина Летемина - одна из немногих, кто проголосовал против выплат.
В юридическом отделе администрации кратко назвали причину: "Для повышения уровня обеспечения бывших глав". Несогласные депутаты направили запрос в прокуратуру, в котором попросили дать правовую оценку принятому решению. Один из основных вопросов, требующий ответа: почему проект постановления не разместили на электронных информационных ресурсах в установленный законом период, чтобы с ним заранее могли ознакомиться и депутаты, и местные жители?
Анатолий Гагарин, политолог, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета:
- Безусловно, такое решение, даже если все сделано по закону, требовало информационного сопровождения, логического объяснения с приведением фактов и аргументов. А оно свалилось неожиданно и предсказуемо вызвало соответствующую реакцию. Учитывая, что муниципальная власть вписывается в государственную, думаю, уровень пенсионного обеспечения местных чиновников, систему преференций нужно выстраивать синхронно. При необходимости поднимать вопрос не в одном муниципалитете, а сразу в нескольких. И, конечно, приводить экономически обоснованные доказательства, в том числе социального характера.