03.04.2024 11:54
Культура

В Нестеровском музее открылась "китайская" выставка

Текст:  Гульназ Данилова
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №73 (9315)
Прошлое и настоящее органично сплелись в экспозиции новой выставки в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Одна ее часть - "Искусство Китая" из музейной коллекции искусства стран Востока. Другая - живопись современного художника Лу Линя (Пекин).
Через живопись Лу Линь старается получить ответы на экзистенциальные вопросы. / Гульназ Данилова
Читать на сайте RG.RU

Основу экспозиции из музейных фондов составили более сотни произведений разных видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства: фарфор, перегородчатая и расписная эмаль, вышивка, резьба по камню, кости, дереву, скульптура, а также традиционная китайская живопись и графика. Она занимает только один зал, но показывает все разнообразие художественных традиций Китая.

Экспонаты попали в музей в 1920 - 50-е годы из Уфимского губернского музея, Уфимского губчека, соцобеса, Московского и Петроградского музейных фондов. Есть и предметы, приобретенные у частных лиц. Произведения современных китайских авторов поступили с международных конкурсных выставок "Уральская триеннале печатной графики", проходивших в Уфе с 2001 по 2019 год.

Два зала отданы для демонстрации картин Лу Линя - молодого китайского живописца, популярность которого растет с каждой выставкой. Почему - становится понятно при просмотре экспозиции.

Живопись Лу Линя представляет собой авторскую версию современной китайской живописи. В ее основе - традиционная китайская ментальность, но выражена она средствами современного искусства.

В Уфе появились миниатюры 11 российских объектов

Его выставка называется "По ту сторону леса" и, кажется, должна состоять из пейзажей. На первый взгляд, Лу Линь действительно рисует пейзажи. Только в каноны жанра они не особо вписываются.

Сам художник объясняет это так: "Моя цель - не "срисовать природу", а добиться порядка, используя хаотичные линии и порой резкие абстрактные цветовые сочетания. Я считаю, что пейзажная живопись не только изображает окружающий нас живой мир, но и отражает духовные, социальные проблемы. На моих картинах густые чащи или животные часто предстают на фоне архитектурных руин: так я пытаюсь передать противоречие между естественным и индустриальным, отразить историю и предысторию. Мне нравятся вещи, у которых нет границ и конца, мне нравится это постоянное чувство неопределенности, которое привносит свежесть в творчество. И в то же время остаются без ответа все те же трудные вопросы, с которыми я буду сталкиваться на каждом этапе своего творчества: как выразить на холсте, например, кто мы есть? Откуда мы родом? Куда мы движемся?"

В смысловой контекст выставки очень уместно вписываются включенные в экспозицию скульптуры известных мастеров республики - Владимира Лобанова и Фирданта Нуриахметова.

- Что такое "Другая сторона леса", как не наша жизнь? - говорит искусствовед, замдиректора музея по научной работе Светлана Игнатенко. - Одна сторона леса - это первозданная, не тронутая человеком природа, другая - та ее часть, в которую внедрились урбанистические, технологические инициативы человека - жителя мегаполиса. Но именно этот житель, особенно сегодня, так страстно стремится к природе: ему необходим ее чистый воздух, ему так важно стать неотрывной частью реки, леса, поля, то есть слиться с природой, составив с ней почти нестеровское гармоничное целое.

/ Гульназ Данилова
Башкортостан Уфа Живопись Музеи и памятники