Мировая экономика сегодня проходит через очередной этап смены технологических укладов, что ведет к трансформации требований к существующим специальностям, появлению новых профессий, для которых нужны глубокие компетенции в инновационных сферах, отметил в ходе стратегической сессии председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Он сказал, что для решения поставленной задачи крупнейшим российским университетам необходимо переформатировать основные направления работы, чтобы соответствовать современным вызовам.
"Российская система образования должна стать более современной и конкурентоспособной на мировой арене. Нужно внимательно посмотреть на текущую ситуацию и выработать новые комплексные решения и подходы", - сообщил глава кабмина. И добавил, что надо активнее привлекать талантливых молодых людей в сферу исследований.
Промышленные предприятия давно ждут от вузов конкретных шагов в решении проблемы дефицита квалифицированных кадров, сообщил "РГ" руководитель компании "Металворк" Роман Панасенко. "Сегодня тенденция такова, что профориентация - это забота самих предприятий, - отметил он. - Для российской промышленности открылись широкие возможности: можно наращивать производственные мощности, запускать новые проекты. Помогает и государство: налоговые льготы и преференции, дешевые кредиты... А людей нет".
И тут важно работать с учебными заведениями, продолжил предприниматель. Зачастую техникумы и вузы ориентируются на пожелания абитуриентов, а не на запрос промышленности. В итоге из стен учебных заведений продолжают выходить бесконечные менеджеры, а фрезеровщиков не хватает. Заводы сами принимают людей с базовым средним образованием и обучают их всем премудростям на местах.
В то же время многие промышленные холдинги активно сотрудничают с учебными заведениями в подготовке специалистов по нужным направлениям. "Вплоть до того, что предприятия участвуют в подготовке образовательных программ того или иного курса, а сотрудники даже читают лекции студентам - будущим коллегам. И именно это направление можно активно поддерживать", - считает Роман Панасенко.
Завкафедрой университета "Синергия" Елена Скаржинская убеждена, что вуз должен создавать условия, в которых для преподавателей будет экономически целесообразно создавать новые образовательные продукты. Например, можно рассмотреть модель не почасовой оплаты, а вознаграждения в виде авторских отчислений за создание наиболее востребованного образовательного контента. Тогда те, кто работает в высшей школе, сами займутся аналитикой и станут готовить кадры в соответствии с запросом рынка.
"Считаю крайне важным поддерживать прежде всего образовательные программы подготовки кадров для креативных индустрий. Поскольку самое главное в развитии современного высокотехнологичного общества - это человек, его культурное окружение, социальное и психологическое благополучие. И именно на них работают креативные индустрии", - отметила эксперт.
А доцент кафедры электроснабжения и интеллектуальных электроэнергетических систем Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова Павел Воронов сообщил "РГ", что одной из системообразующих отраслей, остро нуждающихся в кадрах, является энергетика, поскольку развитие промышленности неразрывно связано с ростом потребления электроэнергии. Конечно, современных инженеров должны готовить преподаватели, обладающие необходимыми знаниями. И здесь одним из решений видится привлечение специалистов из числа работников отрасли, подчеркнул ученый.
"Однако не стоит забывать и про базу, бремя которой ложится на плечи исключительно преподавателей-теоретиков, количество которых в вузах неуклонно снижается ввиду множества обстоятельств как организационного, так и финансового характера. Зачастую аудиторная нагрузка на полторы и более ставки отнимает все время, не позволяя заниматься научными исследованиями, поэтому, возможно, для выполнения поручения правительства придется пересмотреть политику в части финансирования труда преподавателей", - отметил Павел Воронов.
Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при правительстве РФ:
- На мой взгляд, более активно стоит развивать следующие направления обучения, связанные с использованием цифровых технологий: биоинженерию и биомедицину, БПЛА, различные сегменты кибербезопасности. Для обновления кадров в университете необходимо системно работать с талантами на всех стадиях обучения, поскольку часть молодых людей хотели бы остаться в вузе, но не знают как. А также усиливать работу с индустриальными партнерами, которые заинтересованы в создании лабораторий, базовых кафедр, исследовательских центров в университетах с целью системной работы по подготовке кадров для экономики.