Теоретически любая крупная компания, которая располагает достаточным количеством свободных средств, может производить все необходимое самостоятельно. Для этого ей нужно организовать цех, закупить сырье, приобрести станки и производственные линии, изготовить продукт, дождаться его окупаемости - и только после этого начать зарабатывать.
Склад, персонал, логистика и доставка могут понадобиться любому бизнесу, не только производственным компаниям, поэтому на них внимание не заостряем. Так вот если продукт, который получает конечный потребитель, стоит недорого, то можно прийти к неутешительным прогнозам, посмотрев на наценку, срок окупаемости и выхода компании на прибыль. Разумеется, каждый предприниматель это предварительно обсчитывает и определяет оптимальную маржинальность. Но есть и другие риски, которые обязательно стоит иметь в виду.
Так, многое зависит от выбранной модели бизнеса.
С операционной моделью все просто. Это оптовая или розничная торговля, которая предусматривает готовый продукт и грамотное выстраивание маркетинга, взаимоотношений с покупателями и бизнес-процессов как основную нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен закладывает себестоимость продукта в операционную модель, учитывает возможные риски (например, смену технологий) и может масштабироваться в несколько раз, полностью менять стек или, наоборот, вносить порционные изменения. Проблема этой модели в том, что с ней сложно вывести на рынок уникальный проект.
Производство - задача гораздо более сложная, затратная и масштабная. Бизнесу нужно выстроить все процессы с нуля по примеру конкурентов или западных коллег либо по своему уникальному видению. Первый вопрос, на который необходимо найти ответ: кто будет потребителем - сам производитель (если он создает продукт для своих задач), другие компании, которые будут предлагать продукт конечным потребителям (b2b), или конкуренты, которым планируется продать технологию? Дальше надо вложить время и средства в разработку проекта, прототипа продукта, протестировать гипотезы, пройти через несколько этапов согласований - например, связанных с сертификацией, защитой интеллектуальных прав и так далее. Следующий этап - собственно производство. Штучное всегда обходится дорого. Чтобы оно было рентабельным, выпуск должен быть массовым.
Идти в ногу со временем и развиваться - означает постоянно модернизировать производство. А это требует немалых вложений. Но если с этим задержаться, можно отстать от рынка и оказаться не у дел. Теряется актуальность продукта компании. Производство - достаточно инертный бизнес, ему сложно перестраиваться. Плюс поменять все - очень трудоемкий и затратный процесс. Производителю важно всегда держать руку на пульсе, а перед глазами иметь горизонт тактических сдвигов, что в наше турбулентное время достаточно затруднительно. Ведь может случиться так, что компания обзаведется внушительными производственными мощностями, поработает год-два, а потом технология сменится. Если быстро не перестроиться, все лавры достанутся конкурентам, а компания даже не успеет выйти на прибыль.
Если можно избежать отладки собственного производства - купить готовый продукт, или арендовать оборудование, или отдать задачу на аутсорс, - то лучше поступить именно так. У производства силами подрядчика есть свои преимущества.
Прежде всего это возможность быстрее начать зарабатывать и выйти на окупаемость. В случае неудачи убытки будут не такими большими. Кроме того, операционная модель позволяет бизнесу оставаться в фокусе своей деятельности: изучать конкретный рынок, бизнес-процессы, конкурентов, а не заходить предварительно на территорию производителей.
Второй плюс состоит в том, что у подрядчика будут экспертиза и компетенции в производстве, выборе оборудования, организации процесса. Выбрав опытного производителя, можно получить партию быстрее и дешевле. А значит, расходы окупятся за меньший промежуток времени.
Наконец, опытные производители могут предложить клиенту выбор: более конкурентоспособную цену на оборудование или внедрение большего количества технологий. Это запас для небольшого маневра по себестоимости.
Идти по пути изготовления товаров своими силами лучше только в том случае, если нужный продукт не производят другие компании или они это делают долго и дорого.
Конечно, если нет подходящего производителя в нашей стране, можно поискать по всему миру, чтобы импортировать его продукцию или договориться с компаниями, которые близки к производству нужного товара, оборудования. Но и в этом случае могут возникнуть сложности.
Любому стартапу я рекомендую не тратить сразу много времени и средств на разработку крутого продукта. Сначала лучше сделать недорогой MVP, протестировать и посмотреть, есть ли на него спрос. В противном случае может оказаться так, что на продукт потрачено много денег и сил, а на деле он никому не нужен и неконкурентоспособен.