09.04.2024 15:39
СЗФО

Почему дорога на Русский Север превращается в квест

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №77 (9319)
В северных регионах России готовятся к началу автотуристического сезона - в мае дороги Русского Севера будут снова испытывать на прочность миллионы гостей со всей страны. Россияне мечтают увидеть былинный край, но не всегда могут "купить" свою мечту. Причина - дефицит инфраструктуры и сервиса. Исправить ситуацию призвана концепция развития туризма, которую сейчас готовится принять правительство РФ.
Читать на сайте RG.RU

- У туриста отпуск раз в год, и ему не все равно, как отдохнуть и куда ехать. Прежде чем решиться поехать на дальнее расстояние отдыхать, тем более с семьей, он хочет быть уверен во многих аспектах. Государственные органы должны удовлетворить его потребности, особенно касающиеся безопасности. В ближайшее время правительство РФ подпишет концепцию развития автотуризма. В нее нам удалось включить пять важных пунктов, - отметил президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев.

По его словам, речь идет о классификации кемпингов в России, продвижении национальных и народных маршрутов, создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью, о внедрении трансмодальных транспортных систем и каршеринга, а также о создании информационно-навигационной системы.

Но пока о туристических городках для автопутешественников с фуд-траками, мобильной сценой, передвижными медицинскими пунктами в российской глубинке могут только мечтать.

- Каждый раз путешествие - это квест: справлюсь или нет, выживу или нет при отсутствии условий, - заявила во время круглого стола в Общественной палате РФ автотуристка Екатерина Величкина. - Нам создали инфраструктуру вокруг Москвы, но дальше она не развивается. Я меняла памперсы детям на заднем сиденье автомобиля, это тяжело. Если нет возможности попасть на платную дорогу, то оказываешься без интернета. Это страшно. Региональные дороги не приспособлены для автотуристов.

Прибывающие в Петербург теперь должны платить курортный сбор

Очевидно, что акцент нужно делать на регионы, совмещая дорожную и туристическую инфраструктуру:

- Наша задача - не просто установить на федеральных дорогах гостиничные модули или стоянки для автокемпинга, а запустить региональные экономики: ведь большинство мест для показа находятся на удалении от федеральных трасс, - отметила заместитель председателя комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко во время вебинара, посвященного автотуризму.

Пока о туристических городках для автопутешественников с фуд-траками, мобильной сценой, передвижными медицинскими пунктами на Русском Севере можно только мечтать

Мешают и пробелы в законодательстве. Сейчас, к примеру, решается вопрос устранения страховых проблем туристической аренды автомобилей. Есть еще один серьезный минус - отсутствие в законодательстве межрегиональных маршрутов. Нет в нем и понятия "туристический автомаршрут". Тем не менее двигаться дальше необходимо.

- Предлагаем применять проектный подход, чтобы формировать потоки туристов на определенных направлениях - для этого можно было бы больше и эффективнее привлекать инвесторов. А с другой стороны, нужно создать некий стандарт туристических услуг для этих маршрутов, - считает депутат.

На Севере России туристическая инфраструктура наиболее развита в Карелии, где действуют 900 отелей, мотелей, гостевых домов, глэмпингов и кемпингов. 150 АЗС позволяют автотуристам не запасаться канистрами. Более того, с 2021 года на юге республики построены и станции для электрокаров - в этом году появятся 15 новых. А вот на севере Карелии индустрия гостеприимства недотягивает. В первую очередь это касается "входных ворот" в Архангельскую область, на Соловки: ворота эти расположены на берегу Белого моря в поселке Рабочеостровск рядом с городом Кемью:

- Мы много говорим о доступности Соловков для автотуристов. Но есть ли планы по модернизации инфраструктуры Рабочеостровска, которая в сезон трещит по швам? Я уже не говорю о каких-то отдельных парковках и сервисах, о возможностях ночевки для караванеров, - говорит эксперт Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автотуризма Андрей Артюхов.

Автотуристам сложно спрогнозировать, удастся ли оставить машины на карельском берегу в безопасности, найти, где отдохнуть и поесть, чтобы затем преодолеть главный участок пути по Белому морю. Проблема также в том, что из-за непредсказуемости морской погоды отправки на архипелаг приходится иногда ждать не один день.

В корпорации развития Карелии отчитались, что сейчас формируются земельные участки, которые будут использоваться для создания инфраструктуры. А так как Рабочеостровск входит в Арктическую зону РФ, в поселке есть возможность использовать преференции и льготные режимы АЗРФ - не так давно два резидента Арктической зоны заявили о проектах по благоустройству Рабочеостровска. Планируется сооружение причалов для маломерных судов, которые доставляют туристов на Соловки, а также приведение в порядок прилегающей территории.

Строительству новой инфраструктуры в поселке мешает и мощный слой опилка, спрессовавшегося за десятилетия работы местного лесозавода - это создает сложности для проведения землеустроительных работ и требует дополнительных вложений. Зато дорогу в Рабочеостровск реконструировать уже начали - добираться до поселка будет легче. Власти также отметили: чтобы справиться с потоком гостей на Соловки, в Кемском районе Карелии планируется разместить свободную экономическую зону туристического типа.

После Карелии многие туристы продлевают маршрут до Мурманской области, чтобы "перейти из белых ночей в зону полярного дня". Для автомобилистов это уникальная возможность круглые сутки ехать под незаходящим солнцем. Главное, чтобы было где отдохнуть!

Правда, ситуация начала меняться в пользу автомобилистов. По словам главы комитета по туризму Мурманской области Александра Елисеева, в регионе провели совместное исследование с лигой караванеров и разработали план развития придорожного сервиса. Сверили его с туроператорами, включили бывшие турбазы, которые сейчас не используются. А в итоге разработали поддержку для бизнеса - по пять миллионов рублей на развитие придорожного сервиса получили первые десять предпринимателей.

Набирает популярность и мурманский автомаршрут от Белого до Баренцева моря. Более того, пилотный проект от Владивостока до Санкт-Петербурга предлагается продлить и до Мурманска - в итоге автомаршрут от одного края земли до другого может стать самым длинным в мире. Если, конечно, появятся желающие совершить такой отчаянный бросок.

А в Поморье тем временем власти региона начали развивать первый крупный автомаршрут - "Дорога на Русский Север", который проходит вдоль федеральной трассы Москва - Архангельск. Для того чтобы туристы могли спланировать свое путешествие по трассе, в Поморье создали специальный сайт и чат-бот.

Прямая речь

Наталья Костенко, заместитель председателя комитета Государственной думы по туризму:

- Сегодня необходимо создать систему управления туристическими потоками, которая отсутствует. У нас все либо в Сочи едут, либо в Питер, Москву или на Байкал. В прошлом году, к примеру, все поехали в Дагестан. Но способны ли популярные маршруты "переварить" огромный поток туристов? Об этом сегодня не думают. Тем временем система управления потоками позволит создать институт защиты инвесторов.

СЗФО Карелия Мурманская область Архангельская область