Поход дирижеров
Евгений Тверетинов вырос в крымском городе Керчь, оттуда уехал в Москву, где учился сначала в суворовском училище, затем в консерватории. О путешествиях он тогда не думал. Увлекался будущий дирижер кино- и фотосъемкой.
- Первый свой фотоаппарат я купил в Москве на Арбате, - вспоминает Евгений Александрович. - Это был "Зенит Е". Дефицит, но я смог приобрести, так как у однокурсника мама там работала. Везде его брал с собой.
В середине 70-х годов прошлого века, когда Тверетинов уже учился в консерватории, преподаватель по фортепиано Анатолий Андрианкин принес фотоальбом - показать, как он с друзьями ходил походом по Карелии. Всем очень понравилось, и Евгений предложил однокурсникам по военно-дирижерскому факультету тоже совершить такое путешествие. Возвращая альбом преподавателю, он поблагодарил его, и тут, как говорит сам Тверетинов, как будто за язык кто дернул. Предложил Андрианкину пойти с ними. А тот и не отказался.
Юных дирижеров начали терзать сомнения. На учебе они по стойке смирно перед преподавателем стоят, а вдруг и в Карелии тоже замуштрует.
- Я как-то звоню ему домой, - говорит Евгений Александрович. - Трубку взяла жена. Говорю, что с факультета, нужен Анатолий Борисович. А она так строго: это курсант Тверетинов звонит? Я совсем духом пал, ну, думаю, загоняют они нас там.
Скрылись от милиции
- Собрались у Андрианкина на квартире, стали обсуждать план похода. К нему брат пришел, дипломат, он хорошо на гитаре играл. Мы за пивом сбегали, и потихоньку отношения более теплыми стали. Нашли потом в пунктах проката байдарки, стали их обклеивать резиновыми лентами. Это когда о камни, о пороги бьются они, чтоб борта уцелели. Подготовились, поехали на поезде Москва - Петрозаводск. Маршрут был Энгозеро и река Воньга, вытекающая из него, - вспоминает знаменитый дирижер.
К месту высадки приехали глубокой ночью, состав останавливался здесь всего на несколько минут, но туристы успели выгрузить весь свой скарб.
- А на станции нам железнодорожник говорит: в Карелии лесные пожары, милиция всех туристов обратно отправляет, - вспоминает Тверетинов. - Так что если утра ждать, то точно нас развернут. Мы очень быстро байдарки собрали, спустили на воду, а так как ночи там светлые, погребли по озеру, подальше от станции. Обидно же будет, если не дадут в поход сходить.
Добрались к утру до какого-то островка. Здесь решили день побыть. Устроили лагерь, разожгли костер. А у курсантов-музыкантов с собой был спирт, туристический напиток. Им и хочется выпить, и на преподавателя поглядывают, как он. Еще и жена с ним, ее побаиваются.
- Анатолий Борисович понял, в чем дело, и говорит супруге, дескать, Люся, все так устали, может, мы немного употребим? - смеется Евгений Александрович. - Она была не против. И мы немного выпили, потом песни под гитару пели. Я фотографировал. Снимки в Карелии прекрасные получились.
Дым над скалой
После этого курсанты крепко подружились с преподавателем и отчужденность пропала. Двинулись дальше в поход. Приборов вроде навигатора тогда не было, шли по нарисованной от руки карте. И в какой-то момент заблудились - в Карелии множество озер и все они сообщаются протоками меж собой.
- Не можем найти ее и все, - вспоминает Тверетинов. - Плаваем по озеру, плаваем - где протока?
Вдруг увидели скалу на берегу, над ней дымок. Причалили к берегу, там мужичок отдыхает. Оказалось, заядлый турист.
У него четыре дочери, и он каждый год убегает от семьи в Карелию, чтобы немного отдохнуть от женского общества. Мужичок показал протоку, и туристы отправились дальше.
Как оказалось, у брата-дипломата была с собой рыбацкая сеть. Они ее ставили на ночь, утром проверяли. Обычно попадался окунь. Но как-то раз поймали огромную рыбину, это оказался лосось. Стали его чистить, нашли икру. Ее засолили и позже разделили между всеми участниками похода. Евгений Тверетинов отвез свою баночку родителям, вместе и съели.
Приехали в Москву небритые, загорелые, очень довольные.
Встреча с маршалом
Тогда же, во время учебы в консерватории, Евгений Тверетинов организовал поход по Крыму. Собрал группу однокурсников, и они рванули на юг.
- Я хоть и вырос в Керчи, но дальше своего города никуда не ездил, - говорит он. - Для меня тоже тогда открылся Крым. Из Севастополя уехали в Евпаторию и по всему побережью прошли. Где на попутках, где пешком. Отлично отдохнули.
Как-то раз он с друзьями приехал в Сочи, в Красную Поляну. Это сейчас там огромный курорт, а тогда была маленькая деревня. Тут же размещалась военная турбаза. Порядок такой: 10 дней в Красной Поляне, потом пешком по горам в поселок Кудепста. И там 10 дней отдыха. Молодые музыканты прекрасно провели время в горах. А в Кудепсте им стало скучно, из развлечений только море.
Вдруг их вызвал к себе начальник турбазы и сообщил, что вскоре сюда приедет министр обороны Советского Союза маршал Андрей Гречко. Перед будущими дирижерами поставили задачу подготовить программу показательного ухода в горы группы туристов, то есть небольшой концерт.
- Мы согласились и спрашиваем: а инструменты у вас есть музыкальные? - рассказывает Тверетинов. - Тогда в Сочи оркестров не было, прошерстили для нас все дома культуры и нашли пять духовых инструментов.
Всем участникам концерта выдали абсолютно новую туристическую форму, сшили пилотки. Программу подготовили, выступили с успехом. Потом фотографировались с маршалом на память. Ему тоже надели пилотку, но нацепили на нее значок тяжелый, и пилотка свисала набок, как ночной колпак. Однако министра это не смутило.
Смоляная жвачка
Еще одно необычное путешествие Тверетинов совершил, когда уже жил в Перми и руководил оркестром военного училища на Бахаревке. Он решил посмотреть страну и поехал к другу во Владивосток на поезде.
- Очень интересно, целую неделю поезд шел, да еще и опоздал на сутки, - вспоминает Тверетинов. - Меняется природа, люди, говор везде разный.
А около Байкала его заинтересовал необычный товар. На привокзальных рыночках продавали в мисках что-то вроде вермишели, залитой водой. Оказалось, сосновая смола. Эту субстанцию можно жевать - она оставляет во рту очень приятный вкус и аромат.
Во Владивостоке Тверетинову понравилось, друг показал ему город и даже сводил на экскурсию на подводную лодку. Та стояла у берега на ремонте. Пермяка субмарина поразила: вроде жутко тесно, всюду механизмы, но моряки несут службу несмотря ни на что. Побывал он тогда и в Уссурийске. Надеялся тигров там увидеть.
- Они же уссурийские, тигры-то, - смеется Евгений Александрович. - Думал, их там много, но ни одного не встретил.
Еще он посетил Находку - край земли. Но был разочарован - порт большой и корабли там громадные стояли, а сама Находка как деревня. Кстати, там произошла необычная встреча. На улице Находки с ним поздоровались два крепких парня. Оказалось, это выпускники Пермского военного училища и раньше пели в курсантском хоре под управлением Тверетинова.
Евгений Александрович проводит в путешествиях свой отпуск каждый год. То в горах, то на юге. А прошлой осенью с женой ездил в Тобольск и Тюмень. Раньше брали с собой детей, но те подросли, и сейчас Тверетинов путешествует с внуками. Так же берет с собой фотоаппарат, а потом делает альбомы на память о поездке.