11.04.2024 20:43
Культура

К юбилею Римского-Корсакова в Большом театре покажут "Садко"

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (9323)
"Садко" Дмитрий Черняков поставил только в Большом театре. При этом спектакль столь масштабен, что у него почти нет шансов на гастроли. / Дамир Юсупов / Большой театр
Читать на сайте RG.RU

Опера "Садко", Историческая сцена Большого театра России, Москва, 12-14 апреля

Знаменитая постановка Дмитрия Чернякова ("лучшая работа режиссера в опере" по версии "Золотой маски"-2021) возвращается в афишу в рамках Фестиваля к 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова, проводимого уже объединенными Большим и Мариинским театрами. Смотр собрали в блиц-режиме из "закромов" репертуаров обоих коллективов.

В программе фестиваля - коллекция фактически из всех главных опер композитора. Но только "Садко" представляет современный, а не музейно-исторический взгляд на художественное наследие юбиляра.

Баритон Амброджо Маэстри: Репертуар буфф учит певца исполнять серьезную музыку

Для Дмитрия Чернякова сочинения Римского-Корсакова особая, в определенном смысле даже доминирующая тема в его творчестве. Уже пять из 15 опер освоены режиссером: "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" было поставлено не только в Петербурге, но и в Амстердаме, в Барселоне; "Царская невеста" - в Берлине и Милане; "Снегурочка" - в Париже; "Сказка о царе Салтане" - в Брюсселе и Страсбурге, а "Садко" - эксклюзивно только в Москве. Спектакль столь масштабен и технологически сложен, что у него практически нет шансов на гастроли или заимствование другим театром. Редкая возможность его увидеть - исключительно в Большом.

Римский-Корсаков дал своей опере необычное жанровое определение - опера-былина. Обратившись к новгородским преданиям (либретто композитора и Владимира Бельского), он создал произведение эпического размаха. Массовые сцены чередуются с лирическими эпизодами, отличающимися изысканной красотой мелодий. Музыкальный язык, которым написана опера, автор назвал "былинным речитативом".

Премьера "Садко" состоялась 14 февраля 2020 года. В октябре 2021 года на двадцатом представлении произошел трагический инцидент: погиб 37-летний артист миманса Евгений Кулеш, которого придавило декорацией. И хотя в итоге расследования случившееся было признанно роковым стечением обстоятельств, в котором нет вины ни постановщиков, ни театра, спектакль, естественно, был поставлен на длинную паузу в два с половиной года.

По сути, капитальным возобновлением спектакля занималась вся постановочная команда во главе с Дмитрием Черняковым и дирижером Тимуром Зангиевым. В нынешней серии спектакля заглавную роль исполнят участники премьеры: Нажмиддин Мавлянов и Иван Гынгазов. В иных партиях в одном составе будут также солисты, задействованные в премьере, в другом - совершенно новые лица. Надежда Павлова и Юлия Музыченко будут Волховой, а Ксения Дудникова и Елена Максимова - Любавой; и также Вадим Волков и Артем Крутько (гусляр Нежата), Андрей Валентий и Алексей Тихомиров (Варяжский гость), Алексей Неклюдов и Константин Артемьев (Индейский гость), Василий Ладюк и Павел Янковский (Веденецкий гость). Именно перед этими певцами и их коллегами стоит задача вдохнуть вторую жизнь в грандиозный спектакль с драматической судьбой, в котором есть и волшебство сказки, и чудо любови, и дань истории Большого театра.

Большой театр оживил "Ромео и Джульетту" Прокофьева в постановке 1946 года
Классика Музыкальный театр