Фильм Civil War, то есть "Гражданская война", официально выходит в РФ. Да ещё и за день до официальной американской премьеры - сегодня. Картины независимой студии A24, в отличие от продукции крупнейших голливудских компаний, мимо российского рынка не проходят, а уж эту ленту не показать в нашей стране было бы, по меньшей мере, странно.
Сюжет развивается в недалёком будущем на развалинах бывших Соединённых Штатов Америки, на территории которых пылает, собственно, новая гражданская война: объединённые силы Техаса и Калифорнии готовятся к штурму Вашингтона, во Флориде заправляют сепаратисты, в Портленде вообще засела маоистская коммуна - в общем, кругом кровавый революционный хаос.
Рекламная кампания "Гражданской войны" умело играла на интригующем весь мир живописании краха планетарного гегемона, а отечественные прокатчики, что и неудивительно, решили этот эффект усилить. Поэтому в России фильм получил название "Падение империи" (и то только потому, что студия не дала добро на ещё более громкое "Падение США").
Надо сразу предупредить, что о самой по себе гражданской войне, её причинах, протекании, следствии Гарленд (он же, разумеется, и сценарист) не слишком распространяется. Внутриамериканское противостояние присутствует почти в каждом кадре, но складывать цельную картину из этих эпизодов автор не торопится. Иногда вообще невозможно понять - кто в кого стреляет и почему: "Там сидит кто-то, кто пытается нас убить. Мы пытаемся убить его", - ёмко разъясняет происходящее персонаж одной из лучших сцен.
На самом деле перед нами - военкорская драма, начинённая едкой сатирой, что в полной мере раскрывается уже в самом финале. В центре внимания - группа журналистов, отправляющаяся в опасную поездку в осаждённую столицу: прожжённая, но заметно уставшая фотограф Ли (Кирстен Данст), пожилой репортёр Сэм (Стивен Хендерсон) и матёрый корреспондент Джоэл (Вагнер Моура). На хвост им падает юная и амбициозная обладательница плёночного фотоаппарата Джесси (Кейли Спейни). Энтузиастка с горящими глазами жаждет перенимать у вчерашних кумиров опыт. Главным образом - профессиональный цинизм, и это невинную барышню постепенно преображает до неузнаваемости.
Да, речь идёт об избитой дилемме, завязанной на цене, которую журналист готов заплатить за эксклюзив, но Гарленд преподносит её с иронией - несмотря на жуткие зверства, коими он, не чураясь предельного натурализма, наводняет экран (тут нужно особо отметить сильнейший эпизод с Джесси Племонсом, играющим свирепого реднека). Даже личная трагедия Ли, в самый неподходящий момент впадающей в гибельный ступор, точь-в-точь как её тёзка из "Великолепной семёрки", хоть и вызывает сочувствие, выглядит до беспощадности закономерно.
Ну и, очевидно, совсем не случайно эта незамысловатая, но небезынтересная деконструкция образа якобы независимой западной журналистики помещена опытным провокатором Гарлендом именно в такие декорации. Бесчеловечные расправы над гражданскими в самом сердце страны, Белый дом в огне, тотальное обесценивание и деградация - такие ужасы многие поколения жителей западных стран всё ещё видели только по телевизору. А теперь самое время всё это примерить на свою привычную беззаботную жизнь. Хотя пока им удаётся прикладывать их только к своим причудливым фобиям, что заметно и в Civil War.