11.04.2024 15:16
Происшествия

На Урале действия чиновников и победителей торгов официально признали сговором

Текст:  Михаил Пинкус (Челябинск)
Российская газета - Экономика УРФО: №80 (9322)
Региональное управление Федеральной антимонопольной службы официально признало картельный сговор между челябинским комитетом по делам образования и поставщиком школьных обедов - Уральским комбинатом питания. В 2021 году он получил контракты на обслуживание более половины школ Челябинска на сумму свыше двух миллиардов рублей. Теперь мэрии и частникам, под которых, по версии антимонопольщиков, затачивались торги, грозят крупные оборотные штрафы.
Получив крупный контракт, победители не всегда обеспечивают качество блюд. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Как уже сообщала "РГ" ("Проводили торги по кустам", "Экономика Уральского округа" от 21.12.2023), подозрения в нечистой игре у специалистов УФАС возникли после жалобы одного из директоров школ на оказанное мэрией давление при формировании конкурсной документации. Якобы наверху приняли решение объединять школы в группы без учета различных графиков работы, предпочтений в меню и наличия льготных категорий детей. Кроме того, контракты предлагалось заключать сразу на три года вперед. В результате начальная стоимость и без того укрупненных лотов увеличивалась в разы.

В УФАС пришли к выводу, что у школ не было необходимости заключать настолько долгосрочные контракты, да еще и группами по пять-шесть учреждений. Это не только лишило директоров самостоятельности, но и привело к завышению начальной цены разыгрываемых лотов и, как следствие, размера обеспечения заявок. Таким образом, искусственно ограничивался круг потенциальных участников торгов. Достаточно заметить, что на обеспечение обедами более сотни образовательных учреждений в итоге провели всего 18 конкурсов.

В свою очередь, в мэрии с доводами антимонопольщиков не согласились и заявили, что основная задача законодательства о контрактной системе не в том, чтобы обеспечить максимально широкий круг участников торгов, а в том, чтобы найти исполнителя, который бы в наибольшей степени отвечал целям эффективного расходования бюджетных средств. Однако какое-либо влияние на формирование заявок исключили и от участия в совещаниях с директорами школ по вопросу контрактации открестились наотрез.

Однако, изучив конкурсную документацию, переписку с образовательными учреждениями и опросив директоров, антимонопольщики пришли к другому мнению. Как выяснилось, указания о том, с кем кооперироваться при проведении торгов, им давали через МКУ "Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска", подведомственное городскому комитету образования и мэрии. К примеру, контрактный управляющий многопрофильного лицея № 148 сообщил, что письмом из городского комитета образования указывалось, с какими именно школами следует объединиться лицею для проведения совместной закупки. Определен был изначально и трехлетний срок действия контрактов.

Поставив задачу, чиновники проверили ее исполнение - запросили у школ конкурсную документацию якобы для проверки расчетов

Поставив задачу, чиновники проверили ее исполнение - запросили у школ разработанную ими конкурсную документацию якобы для проверки расчетов финансирования. Вот только почему-то потребовали полные сведения о количестве учащихся, стоимости питания отдельных категорий детей и количестве приемов пищи. Хотя для проверки достаточно было одной цифры - начальной максимальной стоимости контракта (НМЦК).

Формировались НМЦК, как выяснилось, на основе коммерческих предложений самого Уральского комбината питания и еще трех челябинских поставщиков школьных обедов. В ходе расследования УФАС обнаружила между ними устойчивые финансово-хозяйственные связи. А после победы комбината те же "независимые поставщики" получили от него часть контрактов по субподряду. Выходит, они согласованно готовили предложения, затем безоговорочно принятые мэрией?

Кабмин продлит до 2028 года "дорожную карту" по борьбе с картелями

Отсеять мелких поставщиков в пользу избранного крупного, по мнению антимонопольщиков, позволило и дополнительное требование к участникам закупки. При укрупнении лота до цены в полмиллиона рублей по закону о контрактной системе они должны были доказать, что уже имеют опыт оказания аналогичных услуг в последние три года. Причем стоимость предыдущего контракта должна была быть не ниже 20 процентов от цены лота. Такой опыт, понятно, был не у всех. Самая большая НМЦК на торгах по школьному питанию (168 миллионов 588 тысяч рублей) требовала от претендента доказать успешное выполнение контракта минимум на 32 миллиона 717 тысяч. И по странному стечению обстоятельств именно у упомянутого комбината питания такой нашелся - на 33 миллиона 917 тысяч.

В случае проведения торгов каждой школой по отдельности минимальный размер исполненных обязательств по предыдущим контрактам варьировался бы от 1,446 до 4,22 миллиона рублей. И выполнение такого условия оказалось бы по силам гораздо большему кругу поставщиков.

Интересно, что единственным учредителем выигравшей в итоге торги компании является мэрия Челябинска. А всю полученную прибыль, как следует из пояснений руководства, комбинат направлял на ремонт и обновление оборудования школьных столовых. Выходит, деньги просто перекладывались из одного кармана в другой, не прилипая к рукам?

Комиссия УФАС пришла к выводу, что картельный сговор отвечал интересам каждого участника: выгода комбината питания состояла в получении контрактов по максимально высоким ценам, а городского комитета по делам образования - в сокращении расходов на содержание школьных пищеблоков. Вот только даже благие цели не освобождают от ответственности за нарушение конкурентных процедур.

Челябинск Охрана порядка ФАС