12.04.2024 16:46
Происшествия

Отец Александр Тылькевич: Сделать плохую дамбу можно было только в состоянии духовной болезни

Текст:  Андрей Полынский
Известный миссионер, организатор гуманитарных экспедиций во время паводков и наводнений в Забайкалье, настоятель Петропавловского собора г. Шилка протоиерей Александр Тылькевич рассказал корреспонденту "РГ" о том, как стихийные бедствия настраивают людей на помощь друг другу и есть ли атеисты среди тех, кто находится посреди потопа.
/ Александр Тылькевич
Читать на сайте RG.RU

Отец Александр, на моей памяти такого обильного наводнения в России еще не было. А вы что-то подобное припоминаете?

Протоиерей Александр Тылькевич: В таких масштабах, когда заливало целые регионы - тоже не припомню. Конечно, с наводнениями печальная ситуация. И не потому, что мы видим трагедию происходящего, а по большей части потому, что мы и сами были участниками подобных событий, хоть и меньшего размера.

Пять лет назад Шилку точно так же затопило - у нас были точно те же проблемы, что сейчас у жителей Оренбургской и Курганской областей. Из пяти мостов смытыми оказались пять, весь север края оказался отрезан от города. И так же, как и сейчас, то время как спасатели на лодках снимали бабушек с крыш, доставляли людям питьевую воду и гуманитарку, оказывали медицинскую помощь, местные власти спорили между собой, кто виноват. Город говорил, что виноват район, район кивал на город.

В Орске паводком затопило храм Покрова Пресвятой Богородицы

Что делали во время наводнения ваши прихожане?

Протоиерей Александр Тылькевич: У нас при храме к тому времени уже было свое спасательное подразделение. Так что мы не столько спасались, сколько помогали спасать других, присоединившись к профессионалам. Раньше мы в основном работали против пожаров, а когда пришла вода, мы переквалифицировались в водники.

В то время, когда мы вместе со спасателями оказывали помощь горожанам, местные власти между собой ругались, хотя надо было просто объединиться перед общей бедой. Хотя бы на время. Есть задача, и она должна быть выполнена вне зависимости от того, кто на самом деле виноват и какие последствия. Потому что люди - это большая ценность, чем юридические последствия для того или иного чиновника.

Ситуация с продуктами питания и питьевой водой в Орске

Вы известны как организатор миссионерских и гуманитарных экспедиций в труднопроходимые и отдаленные районы Забайкалья. Часто приходилось сталкиваться с паводками? Что делать людям, когда рядом нет техники и отряда спасателей МЧС?

Протоиерей Александр Тылькевич: С паводками сталкиваемся постоянно, а вот с серьезными наводнениями - раз в два-три года. Это просто море разливанное, можно сказать, что люди в северных поселках весной и летом живут на островах - иначе как вплавь до них не доберешься. Местное население всегда готово к любым неожиданностям от природы.

Как в Оренбуржье помогают пострадавшим от паводка

Последний раз здесь разлилась речка Киюшка (что значит курица, которая вброд переходит ручей). Так вот, эта Киюшка вдруг наполнилась сверху водой настолько, что посбивала несколько мостов и покрыла собой несколько дорог.

Поэтому власть властью, но люди всегда должны помнить, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И еще: береженого Бог бережет. Например, у нас при храме кроме противопожарного оборудования теперь припасена спасательная техника, а также две лодки. Мы готовы к любому противостоянию стихии.

Какие уроки преподнесли нам эти беды?

Протоиерей Александр Тылькевич: Я бы отметил вот какой момент: нет худа без добра. Беда способствует консолидации нашего общества. У нас в крае не только православные, но все люди собираются и вяжут сетки для наших бойцов на СВО, собирают гуманитарку, медицинское оборудование и препараты. И когда утонуло Оренбуржье, мы видим, как народ сбивается в кучу и помогает друг другу. Просто молодцы! Как в прежние века - в самые трудные времена народу помогает выжить соборность.

Сотрудники МЧС эвакуируют жителей Орска из-за прорыва дамбы

Как лицо духовное видите ли вы в природных катаклизмах какое-то религиозное объяснение?

Протоиерей Александр Тылькевич: Конечно же, как священник я должен отметить, что крупные наводнения и другие беды связаны с духовной сферой. Возьмите Ветхий Завет: когда израильский народ отходил от Бога, то у него всегда какие-то проблемы появлялись. Когда я в своем храме отпеваю погибших на СВО бойцов, я пытаюсь среди плачущей толпы женщин найти маму или жену. Потому что раньше я их в храме не видел. Это значит, что в то время, когда этим пацанам на фронте нужна была молитвенная помощь, их в церкви не было. А ведь самый лучший на свете бронежилет - это материнская молитва. Материнская, детская, молитва жены.

У меня тут один человек недавно спросил: "Наверное, теперь у вас храмы полные людьми?". Нет, не полные. Мы на днях вернулись из зоны СВО, возили туда гуманитарку. При мне боец вынул один осколок из каски, другой из бронежилета, а третий из приклада. И сказал, глядя вдаль: "Мамочка, благодарю тебя за твои святые молитвы". Понимаете? То же самое происходит и по отношению к бедам, которые приносит стихия. Когда народ очень сильно расслабляется, появляется какая-то нагрузка, которая его сплачивает и заставляет молиться. Ведь не секрет, что среди тех, кто находится в окопах, атеистов нет.

Священники Оптиной пустыни попросили помолиться за них бойцов СВО

А среди тех, кто посреди потопа?

Протоиерей Александр Тылькевич: И там их тоже нет. В этот момент люди начинают вспоминать про Бога и чесать репу, думая о том, чем же нагрешили. И многие в этих ситуациях приходят к реальному пониманию вещей, что на самом деле мы тоже виноваты.

Не только чисто технически, потому что плохую дамбу построили. А виноваты еще и духовно. Потому что даже сделать плохую дамбу и спустя рукава ее проинспектировать можно было только в состоянии духовной болезни. Только бездуховный человек может допускать в своей работе такой брак. Делать не так, как положено, а на халяву, в надежде, что прокатит. Настоящий верующий человек разве будет подвергать риску ближних своих? Он всегда сделает добросовестно и качественно, на совесть. Это и отличает духовного человека от бездуховного.

Что же, неужели у нас так все безнадежно?

Протоиерей Александр Тылькевич: Наоборот, в настоящем положении вещей есть надежда на выздоровление. Потому что страдание дает человеку возможность одуматься и переосмыслить свою жизнь.

Стихийные бедствия