15.04.2024 18:21
Общество

Достали листочки: что будет с контрольными работами в школах

Текст:  Мария Агранович
"Мама, у нас сегодня было сразу две "контроши": на первом уроке - по русскому, а потом на четвертом - по математике. А завтра еще проверочная по "окружайке", - дочка-четвероклассница рассказывает новости после школьного дня. Даже взрослому такой график не всегда под силу. Что уж говорить о детях.
/ Юрий Белинский/ ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Количество и частота контрольных, самостоятельных и прочих проверочных работ - головная боль и для детей, и для родителей, и для учителей.

Проблема вышла за рамки школы: президент России Владимир Путин по итогам Послания Федеральному Собранию поручил усовершенствовать школьную программу, в том числе за счет сокращения объема домашних заданий и отказа от лишних контрольных работ.

Рособрнадзор уже работает над тем, чтобы посмотреть, где такие работы в регионах обоснованы, а где это просто "для галочки", количества и отчета перед региональной администрацией.

После такого мониторинга, по словам главы думского комитета по просвещению Ольги Казаковой, можно будет понять, нужны ли какие-то законодательные изменения.

В МГУ началась разработка концепции школьного образования по химии

Так, по данным опроса "РГ", 72 процента родителей уверены: количество контрольных и проверочных работ в школах нужно снижать. А чаще всего "достают листочки" школьники на уроках математики, русского, физики, химии, биологии.

А еще выяснилось, что Россия лидирует в мире и по частоте проведения контрольных, и по нагрузке, которую получают школьники во время этих работ. Например, 97% наших восьмиклассников говорят, что контрольные по математике проходят не реже, чем раз в две недели. А вот в Норвегии подобное происходит только у 7% детей, в Японии - у 15%. Но самый частый ответ - "один раз в месяц или всего несколько раз в год". Представили? Тем временем в России в некоторых школах одна контрольная работа приходится на каждый третий урок биологии, на каждый пятый - русского языка, на каждую четвертую физику.

Что делать? Возможно, внимательнее читать рекомендации Минпросвещения и Рособрнадзора, а также Санпины? Там прописаны рекомендации по проведению оценочных процедур в школах.

В частности, рекомендуется по каждому учебному предмету в одной параллели проводить оценку знаний не чаще одного раза в 2,5 недели. Также не рекомендуется устраивать контрольные или проверочные работы на первом и последнем уроках, а также проводить более одной контрольной в день для одного класса.

Сложность еще и в том, что есть три уровня контрольных: школьный, региональный и федеральный.

Глава комитета ГД по просвещению Казакова: В обществознании должно появиться больше практических знаний

1. В учебниках после каждой большой темы или параграфа предлагается блок вопросов "проверь себя": его учителя могут задавать на дом или тратить на выполнение урочное время.

2. А еще очень любят "спускать" в школы разные проверочные работы из местных органов управления образованием - якобы "провести срез знаний". Отказаться невозможно - начальство!

3. Всероссийские проверочные работы. Они проводятся во всех школах раз в год. Но есть нюанс. Перед ВПР учителя в усиленном режиме начинают проводить массу "тренировок", а еще говорят, что плохая оценка грозит сделать из школьника "второгодника". Это, конечно, не так.

Вот цитата из письма Минпросвещения с рекомендациями: "При планировании оценочных процедур на региональном уровне и на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур".

А как проверять знания, если не традиционными контрольными?

Вместо привычных тестов или традиционных письменных работ можно использовать викторины, квесты, творческие задания.

Образование