Именно поэтому Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года предусматривает комплекс мер по созданию и распространению эффективных организационных моделей развития кадрового потенциала. Он включает в себя в числе прочих разработку и внедрение инструментов мониторинга, прогнозирования структуры и объемов потребности ТЭК в кадрах.
Выполняя эту задачу, Энергетическая работодательская ассоциация России (Ассоциация "ЭРА России") провела мониторинг рынка труда в электроэнергетике.
"Целью мы поставили выявление потребностей отрасли в квалифицированных кадрах и содействие энергокомпаниям в удовлетворении спроса на такой персонал, - рассказал "РГ" президент Ассоциации "ЭРА России" Аркадий Замосковный. - Был сформирован развернутый опросник, ответы давали 104 энергокомпании с общей численностью работников в 290,2 тысячи человек".
Для определения самых востребованных энергокомпаниями кадров исследовались три фактора: массовость профессий, их значение для производственного процесса и количество вакансий по ним.
Выяснилось, что в целом энергетики укомплектованы на достаточно высоком уровне: по массовым профессиям - на 92,95 процента, по профессиям, участвующим в основных производственных процессах - на 93,4 процента, и даже по профессиям с наибольшим количеством вакансий - на 90,5 процента. Важно, что мониторинг выявил и проблемные направления для найма. Наиболее востребованными и одновременно сложными для укомплектования профессиями оказались слесари по ремонту и обслуживанию оборудования - 82,9 процента, электромонтеры по эксплуатации распределительных сетей - 87,2 процента, электромонтеры по эксплуатации электросчетчиков - 88,2 процента и водители - 87,5 процента.
Регионами, в которых энергокомпаниям сложнее всего заместить вакансии по востребованным профессиям, стали Чукотский автономный округ, Республика Мордовия, Калининградская, Иркутская, Томская и Магаданская области.
Как компании решают свои кадровые проблемы? "По данным мониторинга, 99 процентов компаний - участников опроса занимаются обучением персонала, - пояснила начальник управления по развитию профессиональных квалификаций Ассоциации "ЭРА России" Ольга Филичкина. - Форматы обучения различны: 95 процентов компаний готовят кадры в сторонних организациях, 82 - в корпоративных учебных центрах (учебных комбинатах, институтах, университетах). Приоритетом для энергокомпаний является повышение квалификации для группы инженерных должностей. Важным инструментом контроля качества подготовки персонала стала независимая оценка квалификации работников, которая внедряется в Российской Федерации в соответствии с принятым в 2016 году федеральным законом".
Мониторинг также позволил проанализировать формы сотрудничества компаний с образовательными организациями. Наиболее популярными формами заказа на подготовку кадров являются заключение договоров о целевом обучении в вузах и средних специальных учебных заведениях, а также заявки на подготовку кадров в рамках профессионального обучения.
Для популяризации профессий отрасли компании используют такие формы, как поддержка конкурсов на лучшую практику подготовки кадров, организация экскурсий, трудоустройство на производственную практику, дни открытых дверей, участие в защите дипломных работ выпускников вузов. Кроме того, обеспечивается поддержка чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства, организуются ярмарки вакансий, а также студенческие отряды.
Помимо этого, многие энергетические компании ведут профориентационные проекты в школах.
"Востребованной практикой является система дуального обучения, когда студенты вузов и ссузов два -три раза в неделю посещают лекции и семинары, а в остальное время осваивают будущую специальность непосредственно на рабочих местах, к тому же получая за это заработную плату, - отмечает Ольга Филичкина. - Но тут есть сложность в установленном минобрнауки и минпросвещения нормативе - не менее 70 процентов аудиторных часов. Мы считаем, что его можно понизить до 50 процентов и готовим свои предложения в правительство".
По полученным данным, компании сотрудничают с 95 вузами и 86 средними специальными учебными заведениями и с сопоставимым количеством организаций дополнительного профессионального образования. Чаще всего в качестве вузов-партнеров энергокомпании называли Национальный исследовательский университет "МЭИ", Сибирский федеральный университет и Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина. Однако в ряде случаев сотрудничество с вузами и ссузами затруднено или отсутствует. Мониторинг выявил причины. Первая из них - наличие в регионе корпоративного учебного центра - на это указали более трети респондентов. 16 процентов причиной назвали не устраивающий их ограниченный спектр форм сотрудничества. На третьем месте такие факторы, как отсутствие учебных программ по востребованным профессиям, недостаточно полное их содержание, а также акцент на обучении без отрыва от производства. 6 процентов опрошенных недовольны качеством подготовки обучающего персонала и отсутствием активности со стороны образовательных организаций.
"Результаты мониторинга позволили не только определить реальное состояние рынка труда в отрасли, но и проблемы взаимодействия энергокомпаний и образовательных организаций, - говорит вице-президент Ассоциации "ЭРА России" Юрий Лязер. - Информация направлена в энергокомпании для анализа и возможной корректировки политики привлечения и удержания квалифицированного персонала, а также в ведомства, определяющие государственную политику по регулированию рынка труда и системы образования. Свои выводы о том, как повысить эффективность взаимодействия с энергокомпаниями, из полученных данных могут сделать также вузы и ссузы. Наша ассоциация и функционирующий на ее базе Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике продолжат регулярно проводить подобный мониторинг - следующий состоится уже в 2025 году. При этом планируем расширить круг участников и спектр анализируемых показателей".