В исследовании принимал участие 1171 респондент. Ответы разделены на три возрастные группы: зумеры ( до 25 лет), миллениалы ( от 26 до 35) и старше 35 лет. "Оба поколения - зумеров и миллениалов - в одинаковой мере готовы прилагать больше усилий для защиты природы (69% зумеров и 70% миллениалов). Респонденты старше 35 лет также показывают схожее отношение к повестке, тем самым ничем не отличаясь от более молодого поколения (68%), отмечают аналитики. При этом больше всех готовы предпринимать какие-либо действия люди в возрасте 21-25 лет (71%), а также 31-35 лет (72%).
Молодежь выделяет важный фактор - они больше знают об экологических инициативах и концептуальных основах устойчивого развития, в том числе об ESG (34%), Целях устойчивого развития ООН (34%) и устойчивом развитии (45%).
Среди беспокоящих экологических проблем респонденты чаще отмечают: загрязнение водоемов и рек (68% зумеров и 67% миллениалов), образование больших объемов мусора (68% зумеров и 66% миллениалов), загрязнение воздуха (61% зумеров и 62% миллениалов).
По данным международных исследований, наиболее значимыми экологическими целями для молодежи в мире являются: чистая вода и санитария (95%) и борьба с изменением климата (93%).
Как отмечает шеф-редактор платформы Ecowiki.ru движения "Эка" Юлия Тоцкая, экологичность становится ценностью, ведь школьники и студенты собственными глазами видят песчаные бури, пересыхающие водоемы, чувствуют волны экстремальной жары летом. "Кроме того, в России растет сообщество экоактивистов. Оно все активнее рассказывает о своей деятельности, участники региональных "зеленых" движений сотрудничают со школами и вузами, городскими администрациями. Экологическим просвещением начинают заниматься и бизнесы в рамках своих ESG-стратегий. В результате зумеры сегодня зачастую знают об экологии больше, чем предыдущее поколение в их возрасте, и ищут способы выразить свой протест против усугубления ситуации", - отмечает Тоцкая.
Согласно исследованию, для сокращения количества отходов молодежь в России использует многоразовые вещи (бутылки, стаканчики, трубочки, шопперы и др.) - 71% зумеров и 63% миллениалов. Еще 64% зумеров и 63% миллениалов предпочитают давать вторую жизнь вещам, продавая их, отдавая или передаривая. Также спросом у молодежи пользуется сокращение одноразовой̆ упаковки (контейнеров, пакетов, коробок и др.) - 53% зумеров и 53% миллениалов. Тем не менее самая молодая возрастная группа - от 15 до 20 лет (35%) - не особо заинтересована в сокращении упаковки, впрочем, как и другие возрастные категории. Опрос показал, что зумеры больше всех готовы доплачивать за устойчивый товар. Тоцкая считает, что это связано с тем, что у поколения Z еще не всегда есть достаточное влияние, но уже есть деньги, поддержка экологичных брендов рублем для них становится самым удобным вариантом.
Партнер "Яков и Партнеры" Антон Порядин также отмечает, что поколение Z действительно часто делает выбор в пользу компаний, у которых есть сильная миссия или цель, а также тех, которые привержены лучшим экологическим практикам. "Это вполне объяснимо, учитывая то, что поколение Z изначально очень сильно связано через социальные связи, и оно выросло на информационном фоне, связанном с повесткой изменения климата и перераспределения (в развитых странах) системы ценностей, где на первый план выходит комфорт жизни, а не работа", - считает эксперт.