Чем вызван строительный бум в этом транспортном сегменте и как это повлияет на экономику макрорегиона, разбирался корреспондент "РГ".
На этой неделе стало известно, что один из крупнейших региональных операторов завершает строительство нового терминала в воздушной гавани Ставрополя. О том, что "работы находятся в завершающей стадии", сообщил губернатор края Владимир Владимиров.
"В двухэтажном здании терминала идет подготовка к отделке помещений, установке оборудования и мебели. Начато благоустройство, организация подъездных путей и парковки", - добавил глава региона.
В новом аэровокзале будет два телетрапа для высадки и посадки пассажиров, а старое здание переоборудуют под международный терминал. Благодаря этому, аэропорт Ставрополя сможет принимать до миллиона пассажиров в год.
Близок к финишу и проект реконструкции воздушной гавани в Северной Осетии.
- Вторая очередь аэропорта в Беслане начнет строиться уже в мае, - говорит глава республики Сергей Меняйло. - Суммы вложений: 600 миллионов рублей - федеральные инвестиции и еще столько же от частного инвестора. Из аэропорта откроются новые рейсы в Сочи. Лайнеры будут летать туда четыре раза в неделю. И еще дополнительно - в Казань и Самару. А в будущем планируем сделать домашнюю авиакомпанию. Имеется в виду, что для одной из уже работающих на рынке авиакомпаний наша воздушная гавань будет аэропортом приписки.
Нынешний год эксперты уже называют прорывным по количеству новых аэровокзальных комплексов и взлетно-посадочных полос (ВПП), которые введут в эксплуатацию на Северном Кавказе. Например, в аэропорту Грозного планируется открыть новую ВПП, которая позволит обслуживать любой тип воздушных судов. Завершаются работы по модернизации аэропортов в Махачкале. Кроме того, в Карачаево-Черкесии в этом году начнут строить новый аэропорт.
Эксперты полагают, что этот строительный бум на Северном Кавказе в первую очередь обусловлен ростом пассажиропотока. А с ним связано успешное развитие туризма.
По словам гендиректора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, нужно учитывать, что, во-первых, развитие внутреннего туризма сегодня поддерживается на государственном уровне, а во-вторых, обусловлено внешними факторами, а именно санкциями.
- Переориентация на внутренний туризм - это долгосрочная тенденция, и даже если в какой-то момент санкционные ограничения будут немного ослаблены, это не приведет к полному восстановлению международных перевозок и возврату российских туристов за рубеж, - убежден аналитик.
Рост привлекательности курортов СКФО придает дополнительный импульс социально-экономическому преобразованию регионов, позитивно влияет на предложение новых рабочих мест.
Помимо господдержки дополнительным стимулом опережающего строительства аэропортов в СКФО стало наличие развитой авиационной инфраструктуры. Это способствует повышению мобильности населения и благоприятно сказывается на общем уровне жизни.
Есть еще и стратегический момент. Северный Кавказ занимает важное геополитическое положение, и роль этого фактора будет возрастать в будущем, считают эксперты. Расширение сети аэропортов в макрорегионе, где есть государственные границы с рядом стран, играет ключевую роль в обеспечении безопасности и удобства пассажиров.
Василий Десятков, заместитель министра транспорта РФ:
- Сегодня большое внимание уделяется воздушным воротам на Северный Кавказ. Аэропорт планируется построить в Карачаево-Черкесии. Отдельно нужно отметить терминал, который появится в аэропорту Грозного. Он будет иметь форму полумесяца и точно станет еще одной визитной карточкой Чеченской Республики. В терминале будет все для комфорта пассажиров. Уверен, люди оценят новый уровень комфорта. Работы над инфраструктурой планируем завершить в 2024 году, терминал сдадим позднее - в 2025-м.