"Музейные маршруты" - это флагманский проект Министерства культуры РФ, задуманный еще до пандемии и широко развернувшийся с 2021 года, напомнила вчера директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Елена Харламова. В этом году главная тема музейных маршрутов - кураторство: роскошные и всем известные музеи помогают музеям в республиках и регионах что-то понять, показать, по-новому выстроить, причем не по собственному произволу, а сообразуясь с запросами этих местных музеев.
Михаил Борисович Пиотровский рассказал, как программа "Музейные маршруты" соединяется со знаменитыми "Днями Эрмитажа".
Главное в таких проектах, по его мнению, представить музей как организм, а не как склад вещей или место развлечения. А в организме все взаимоувязано. И даже такое глубоко внутреннее дело как реставрация вдруг становится по-настоящему интересной широкой публике.
"Гонцы" Эрмитажа, по его словам, скоро поедут в Чечню, чтобы поговорить о том, что и как может представить в республике в этом году величайший музей мира. На "Днях Эрмитажа" в Чеченской республике ему кажется важным поддерживать культурный диалог между Западом и Востоком, рассказывать об оружии (тоже восточном и западном), презентовать свои инклюзивные проекты, рассказывать о царях и рыцарях и проводить в республике мастер-классы по реставрации для всех, начиная от широкой публики и кончая музейными работниками всего Северного Кавказа.
И все это будет способствовать сохранению единого музейного пространства в России, созданию дружественного местного законодательства и выработке критериев успеха по гамбургскому счету, считает он.
Музей Москвы собирается уже на этой неделе дать старт своим музейным маршрутам в Казани и помочь переформатировать в республике мемориальные музеи, рассказала его директор Анна Трапкова.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева рассказала о музейных маршрутах в Дагестане и представлении там современного искусства.
По ее словам, Дагестан - сложный регион в музейном плане, музеи есть в каждом крупном селе, но скучный музейный рассказ - предмет и аннотация к нему - срочно требует актуализации. То, что находится в музее, должно стать важным для людей, причем не только этого села, но и всей страны, если не всего мира, считает Лихачева.
Современные художники, ищущие новые способы разговора со своим зрителем, точно помогут "перевести" содержание музея на более современный язык, а музеи смогут понять, как работать с современными художниками.
Она поделилась опытом фестиваля "Аланика", похвалила Эдуарда Кубенского, съездившего в Карачаево-Черкесию и создавшего там "лаконичный, красивый и действенный" проект в память о Великой Отечественной войне, и подчеркнула, что музейные маршруты на Северном Кавказе помогают сохранять самосознание людей. Но устоявшееся мнение "Кавказ - это что-то консервативное", по ее словам, дает трещину. Фестиваль "Аланика" показывает, что не такой уж консервативный.
- Мы не знаем страны, в которой мы живем, а "музейные маршруты", как ничто, помогают нам ее узнать, - убеждена Елизавета Лихачева.