22.04.2024 19:54
Экономика

Эксперты: БАМ задействуют для транзита товаров в Индию и страны Ближнего Востока

Текст:  Екатерина Свинова
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) может быть задействована для перевозки транзитных грузов не только в Китай, но и в Индию, страны Ближнего Востока, считают эксперты. Однако серьезным ограничителем становится недостаточная пропускная способность БАМа.
Читать на сайте RG.RU

Байкало-Амурская магистраль (БАМ), которая проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток, сейчас наряду с Транссибом выполняет стратегическую роль переориентации российской экономики с Запада на Восток, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Магистраль важна и для дальнейшего наращивания потенциала российской экономики в системе внешнеэкономических связей. Длина БАМа превышает 4000 километров, это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

Новые тоннели, мосты и станции: как проходит третий этап модернизации БАМа

Главным импортером российского сырья является Китай, но не только, считает эксперт. При сложившихся сложных обстоятельствах в Красном море у России появляется возможность использования своей транспортной инфраструктуры для доставки и перевозки грузов и на другие, дружественные ей рынки, включая Индию, страны Ближнего Востока и др., говорит Новикова.

"К 2030 году в соответствии с заявлением президента РФ Владимира Путина пропускная способность БАМа должна возрасти с 173 до 210 млн тонн грузов в год, при этом за 2023 год было вывезено порядка 150 млн тонн грузов из-за проблем, связанных с устаревшей инфраструктурой, что также стало ключевой проблемой для компании РЖД, и должна быть решена в самое ближайшее время", - отметила Новикова.

За 2023 год по БАМу было вывезено порядка 50 млн тонн угля.

Сегодня ключевой проблемой БАМа является как раз недостаточная пропускная способность для необходимых грузов, идущих на экспорт, включая в том числе уголь, руду, нефть, древесину и др. Например, за прошлый год по БАМу было вывезено порядка 50 млн тонн угля, что указывает на значительный спрос на отечественное сырье на внешних рынках, замечает она.

По словам завкафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ Ольги Паниной, БАМ - магистраль, которая строилась в XX веке в рамках программы освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока - является одним из крупнейших железнодорожных проектов в мире. Она соединяет ряд уральских железных дорог с Транссибирской магистралью. Важно, что магистраль проходит через различные регионы России - Забайкалье, Бурятию, Амурскую область и другие.

Как строили Байкало-Амурскую магистраль

"Она имеет стратегическое значение для развития регионов Сибири и Дальнего Востока и для развития всей транспортной инфраструктуры страны. БАМ преимущественно используется для вывоза в порты угля, руды и других сырьевых грузов", - говорит Панина.

Для эксплуатации БАМ - достаточно сложная железная дорога, т.к. значительное количество ее участков проходит по горной местности и они являются однопутными, считает эксперт. Согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, модернизации в рамках развития Восточного полигона подвергается как раз БАМ - строятся новые тоннели, проводится реконструкция станций для ускорения сортировки, загрузки и отправки грузов, строятся двухпутные участки.

Мысовой тоннель на Байкало-Амурской магистрали на участке Северобайкальск - Нижнеангарск, 2019 год. / Валерий Мельников / РИА Новости

Значение БАМа для развития экономики страны будет только увеличиваться, что предопределяется бурным ростом экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего Китая. БАМ называют "угольной магистралью", так как в структуре перевозок до 90% приходится именно на уголь, а поскольку мировое потребление угля растет и смещается на восток, то и объемы перевозок по магистрали будут увеличиваться. "Помимо "угольных" перевозок, в их структуре присутствуют также высокотехнологичная продукция, грузы металлургии, нефтехимии, сельского хозяйства", - заключила Панина.

Экономист Михаил Блинкин: БАМ помог реализовать экспортный потенциал угольных месторождений

Большая комсомольская стройка на БАМе стартовала 50 лет назад: хронология строительства, истории бамовцев, уникальные инженерные решения - в специальном проекте "РГ".

Мысовой тоннель на Байкало-Амурской магистрали на участке Северобайкальск - Нижнеангарск, 2019 год. / Валерий Мельников / РИА Новости
ВЭД СФО ДФО