25.04.2024 19:59
Культура

Петр Налич рассказал "РГ" о новой программе "Ванька, Пташечка и Тельняшечка"

Текст:  Александр Алексеев
Популярный музыкант и композитор представит 26 и 27 апреля в московском Центральном доме архитектора свою новую программу. Кто-то называет ее мюзиклом, другие - рок-оперой, третьи - музыкально-литературным альбомом по мотивам поэмы Александра Блока 1918 года - "Двенадцать" и пьесы в стихах Юлия Кима "Патруль" уже из 1980-х.
Участники проекта в студии перед премьерой: Петр Налич, Анатолий Рясов, Герман Могилевский, Юрий Костенко. / Предоставлено Петром Наличем
Читать на сайте RG.RU

Действующих лиц, песен и событий в этой премьере много. Петр Налич будет петь за всех мужских персонажей, а его друг сценарист Герман Могилевский - читать стихи. Победительница "Голоса"-5 Дарья Антонюк с вокалом в три с половиной октавы дебютирует в главной женской роли Катерины. Появится и небывалый прежде хор "Петр Валентинович", от которого тоже мало кто знает пока, что ждать…

Петр Налич объединил "Двенадцать" и "Патруль" в своей новой программе

Поэтому на одной из последних репетиций Петр Налич ответил на вопросы "РГ".

Вы соединили поэму Блока "Двенадцать" и написанный по ее мотивам "Патруль" Юлия Кима в общее действие, но с вашей музыкой и песнями. Захотели переосмыслить историю о том, что важнее - любовь или верность долгу - спустя ровно 100 лет? Или просто любите читать классику?!

Петр Налич: Да. Режиссер Екатерина Гранитова предложила мне сделать большой музыкальный спектакль на поэму Кима "Патруль", которая в свою очередь написана по мотивам поэмы Блока "Двенадцать". Это было семь лет назад. Прежде она сама поставила этот спектакль в ГИТИСе, где преподает. А затем эту пьесу сыграли и студенты под руководством Елены Амирбекян. После чего уговорили сделать отдельную музыкально-драматическую историю и меня.

Благо мой друг, сценарист Герман Могилевский предложил переработать сценарий, высветить в нем новые аспекты и интонации. Да, там как говорится, "многое осталось за кадром".

Хиты пишутся на ходу

Например? Все же помнят оттуда строчки, полные символов и загадок. "Черный вечер/ Белый снег/ Ветер, Ветер! / На ногах не стоит человек…" или "И опять идут двенадцать, За плечами - ружьеца/ Лишь у бедного убийцы/ Не видать совсем лица…" Или вы нашли в поэме новые смыслы?!

Петр Налич: Поэма действительно очень загадочная. Финал ее трактуют совершенно по-разному. Мы представим свой вариант финала. Точнее свое видение его.

В этих поэмах много ходят - патруль ходит дозором, чтобы охранять покой людей. Правда, в итоге, многое происходит совсем наоборот… Приходилось ли и вам много ходить, вживаясь в образы?

Петр Налич: У нас получилась вещь с акцентом на музыке. Что-то вроде рок-оперы, но в концертном исполнении. А про то, как искал вдохновение?!

Я вообще обожаю бродить и что-нибудь обдумывать. В детсаду, например, мог часами ходить вокруг дачного домика и мечтать. Рисовать себе какие-то миры, картины. И теперь происходит что-то похожее. Но в этот раз процесс был совместным, а основную работу сделал Герман. Я же был скорее критиком и советчиком.

Как вы сами, кстати, относитесь к идее возрождения добровольных народных дружин? Сами пошли бы в них охранять порядок на улицах и массовых мероприятиях?!

Петр Налич: Отрицательно. Я считаю, что власть должна быть в руках полиции. В политологии это называется "монополия на насилие", если я не ошибаюсь. Это как в школе. Когда тебя ругает учитель, то это понятно, понимаешь, что по делу - сам виноват. А если этим вдруг начинает заниматься твой одноклассник, то это обидно и приводит к серьезным конфликтам внутри коллектива.

Стоянов и Никоненко представят моноспектакли "Поэт в России - больше, чем поэт!"

Не хотел бы стать "винтиком в машине"

О чем вы в итоге сделали спектакль? Или вас волновало в первую очередь то, хорошие ли у вас получатся песни и музыка?

Петр Налич: Конечно, мне были важны смысл и идеи премьеры. Наш спектакль - о том, что во все времена большие волны исторических процессов затягивают людей. И в такие моменты важно понять, как сохранить себя, а не стать просто винтиком в машине.

Юлий Черсанович Ким - не только поэт, но и бард с отличными песнями. Легко ли он согласился на то, что музыку к спектаклю по его "Патрулю" будет писать кто-то другой, тем более представляющий более молодое поколение со своим видением искусства?! Или вы сели вдвоем с гитарами, попели, поговорили и так нашли общий язык?

Петр Налич: С Юлием Черсановичем мы встречались и общались. С гитарами правда не сидели (улыбается). Он прочел нашу вариацию сценария и благословил ее. Что очень приятно.

Не смутило ли мэтра такое "простецкое" название - "Ванька, Пташечка и Тельняшечка"? Мне, например, показалось, что оно больше подошло бы рассказам Бабеля или персонажам сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"?

Петр Налич: А я думаю, что это название скорее нежное. Любящее (улыбается).

Найденную случайно на чердаке гитару Джона Леннона оценили в 750 тысяч евро

Теперь написал уже рок-оперу

Вы все чаще мыслите крупными формами - спектаклями. Не пора ли взяться и за мюзикл? Теперь в этом жанре у нас все чаще появляются стоящие произведения - "Ничего не бойся, я с тобой" от группы "Секрет" или недавняя премьера в Московском Театре Мюзикла "Тест на любовь"?! Как вы относитесь к новой моде на этот жанр?

Петр Налич: В целом то, что мы сделали, можно назвать мюзиклом, хотя Юлий Черсанович не любит этот термин. Но, "Ванька, Пташечка и Тельняшечка" вполне подпадает под определение мюзикла. Хотя мне больше нравится называть это рок-оперой.

Как я сам отношусь к развитию мюзикла у нас в стране? Пока я слишком глубоко по уши в этом своем материале. Его много: 55 треков, один час и 45 минут звучания. Вынырну, буду слушать что-то еще.

Вы скорее по духу "вольный стрелок" и не любите строить длительных планов? Или надеетесь, что ваше прошлое сотрудничество с РАМТом и Театром на Таганке будет развиваться уже на постоянной основе?

Петр Налич: Ну, композитор обычно волей-неволей - вольный стрелок, как мне кажется. Но надеюсь, что наш концерт, пронизанный драматической канвой, будет поставлен в Театре на Таганке именно как спектакль. Задумывалось все именно так!

Солистки SOPRANO рассказали, как проходят их концерты после теракта в "Крокусе"
Музыка