Позади пять дней, три тура по пять часов каждый, апелляции.. И, конечно, масса новых эмоций и интересных знакомств.
В нашей сборной - 10 старшеклассников. Все они уже победители Всероссийской олимпиады школьников по химии.
Кто эти подростки? Почему решили углубленно изучать именно химию? И о чем мечтают?
Михаил Перельман, 11 класс, "Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова", Москва:
- Все сразу спрашивают, не родня ли я знаменитому ученому. Да, Яков Исидорович Перельман - автор учебников и пособий по математике и физике - мой родственник, правда очень дальний. Фамилия, конечно, обязывает. Но я пошел не в математику и физику, а в химию. Мой дед был доктором медицинских наук, тоже довольно известным ученым. Меня с детства готовили к тому, что я тоже стану врачом. До восьмого класса был уверен, что поступлю в медицинский вуз.
В восьмом классе на первом уроке химии нам сказали, что в медвузах очень сложная химия, и отлынивать от уроков в школе не стоит. У меня в то время плохо шла биология, поэтому я решил сконцентрироваться на химии. И затянуло. Больше всего "зашла" физическая химия - это всевозможные новые материалы, квантовые технологии, лазеры. Поступать планирую в МФТИ.
Тимур Ахмедов, 11 класс, "Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова", Москва:
- В Китае нас приняли очень тепло. Во всех смыслах: здесь сейчас +33 градуса. Задания олимпиады, конечно, куда сложнее, чем на Всероссийском соревновании. Но очень интересные. На Олимпиаде трудно сказать, что самое сложное, потому что играет роль эмоциональный, психологический фактор. Стресс, страх - все это есть. Но все ребята очень сильные, из других команд тоже. Чувствую конкуренцию, но все мы очень открыты друг другу. У меня, как, наверное, у многих других, интерес к химии связан с желанием стать врачом. Начал заниматься химией и биологией, но со временем биология отошла на второй план. Потом попал в олимпиадное движение. Нам в школе всегда говорили участвовать в олимпиадах, пытаться идти выше и выше. В 9 классе я прошел на заключительный этап Всероссийской олимпиады по химии, стал призером и дальше уже пошло-поехало. Куда буду поступать? Это пока секрет. Даже для меня.
Вадим Харисов, 11 класс, Республиканский инженерный лицей-интернат, Уфа, Республика Башкортостан:
- Химия у меня началась летом, перед 8 классом. В августе у нас в городе организовали кружок по химии, чтобы школьники перед появлением нового предмета в расписании немного смогли с ним познакомиться. И некоторых из этой группы, в том числе и меня, отобрали в олимпиадную секцию. В принципе, все шло ровно. Но пиковый момент, когда я почувствовал, что что-то может получиться, есть потенциал, перспективы, - это Республиканская Олимпиада юниоров по химии. По сути, это подготовка к Всероссийской олимпиаде по химии для учеников 5-8 классов. Этот республиканские формат, который поддерживает министерство образования Республики Башкортостан и Ассоциация наставников олимпиадного движения. Я победил в этой олимпиаде, и появилась мотивация идти дальше.
У нас в Башкирии мощное олимпиадное движение, ребята выигрывают на Всероссийских соревнованиях, ездят в образовательные центры "Сириус", есть своя олимпиадная "тусовка".
У меня две любимые области химии: физическая и неорганическая. Я по жизни больше математик, поэтому физическая и привлекает больше. А неорганическая просто всегда казалась интересной. Собираюсь поступать в башкирский вуз, а еще хочу стать наставником в нашей ассоциации, учить детей.
Виктор Демидов, 10 класс, Специализированный учебно-научный центр НГУ, Новосибирск:
- В девятом классе я постоянно спрашивал у нашей учительницы химии, где раздобыть всякие разные реактивы, чтобы похимичить. Однажды решил в качестве подготовки к контрольной работе показать своим одноклассникам, что такое "реакция ионного обмена". И смешал самые банальные соли: медный купорос и поваренную соль - хлорид натрия. По идее, во время реакции ничего не должно было произойти. Но раствор с голубого цвета вдруг стал ярко-зеленым! Все открыли рты, и я в первую очередь. Мне стало дико интересно, как такое возможно. Если два настолько простых вещества могут явить такое восхитительное зрелище, то что же будет, если состав усложнить. А будет вот что: если туда еще добавить обычную соду, то это все забурлит, и начнет выпадать изумрудный осадок. Это очень красиво. Но тогда я не этого всего не знал. Поэтому стал "рыть" и понял, что цвет поменялся, потому что мы взяли в избытке поваренную соль. Образовалось комплексное соединение, и произошла такая реакция.
У меня есть цель: изобрести что-то, что поможет людям сокращать время на производство каких-то нужных вещей. Например, та же самая переработка нефти, избавление от парниковых эффектов. То есть что-то, что полезно человечеству в целом.
Думаю, что останусь в родном Новосибирске. Мне уютно и комфортно в нашем Академгородке: все свои, все друг с другом дружат. Все научные институты - в шаговой доступности друг от друга.
Алексей Михеев, 11 класс, школа №2 им. Почетного гражданина Алтайского края И. А. Яркина, с. Алтайское:
- В Олимпиадах по химии начал участвовать с 9 класса. До этого участвовал и в соревнованиях по другим предметам. Так что был уже заряжен олимпиадной энергией. Решил ради интереса посмотреть задания по химии. И мне понравилось. Привлекает физическая химия, потому что у меня и с физикой все хорошо, и с химией. В будущем хочу заниматься теоретической наукой.
Лев Аввакумов, 11 класс, Самарский региональный центр для одаренных детей, Самара:
- Изначально я поступал в свою школу ради сильной математики, но там меня, так скажем, поймал хороший преподаватель химии - Сергей Николаевич Яшкин. Он мне показал мне всю красоту этого предмета. И когда я стал углубляться в химию, то понял, что, скорее всего, это то, чему бы я хотел посвятить жизнь. В химии очень много интересного, я всегда что-то читал, изучал, иногда на практике даже.
Больше всего меня увлекает смесь физической и органической химии, в том числе потому, что сейчас именно в этом очень большая потребность. Физическая химия - это производство, разделение веществ, даже строительство. Органическая химия - это, конечно, лекарства, удобрения, чистящие средства. И особенно интересно взаимодействие физики и химии. Например, электричество, фотохимия, то есть влияние света на химические реакции. Одна из вещей, которые меня сейчас интересуют - так называемое фотокаталитическое разложение воды. Когда вы кладете определенный материал в воду, светите на него и при этом выделяется водород и кислород. Эта вещь сейчас очень важна, потому что это практически получение водорода из воды.
Я бы хотел найти себя в этой части, и попробовать помочь развить эту идею.
Александра Ромашова, 11 класс, Лицей №131, Казань, Республика Татарстан:
- Честно говоря, с химией сначала все шло не гладко. В химический кружок меня отправили немного против моей воли. И сначала было сложно. Но как только я начала в этом разбираться, от химии было уже не оторвать. Оказалось, что я ее хорошо понимаю. Щелчок случился на после Республиканской Олимпиады в восьмом классе, я там заняла третье место. Потом был региональный турнир для восьмиклассников, и я заняла там первое место. Химиков и медиков в семье нет. Правда, бабушка хотела поступать на химфак, но передумала в пользу математики. Так что я, наверное, сбываю бабушкину мечту отчасти.
Куда поступать? Пока не попала на "мендель" - мы так между собой называем Менделевскую олимпиаду, думала, что пойду в Казанский федеральный университет. Сейчас думаю, может, выберу что-то еще. Хотя в КФУ масса возможностей.
Большой мечты у меня пока нет. Но, думаю, даже небольшие разработки и опыты могут в конце концов привести к более значительным открытиям.
Расул Эфендиев, 11 класс, "Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства", Москва:
- Благодаря химии мы можем делать нашу жизнь легче, богаче, создавать всякие полезные продукты. Мне нравится химия больше с математической точки зрения, то есть прикладные аспекты математики и химии. Ты можешь посчитать, как работает реактор или батарейка, чтобы в будущем улучшить электротехнику, чтобы, например, сделать цены на какие-то вещи более низкими за счет оптимизации производства. Я планирую поступать на химфак МГУ. Скорее всего, буду заниматься чем-то смежным между физической химией и неорганикой.
Владимир Елистратов, 10 класс, Лицей №40, Нижний Новгород:
- Решил углубленно заниматься химией, потому что понравился предмет в 8 классе. Стало получаться, зацепился.
Алексей Шарпило, 11 класс, "Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства", Москва:
-В детстве, лет в 8-10, меня привлекали различные эффекты, когда что-то взрывалось, меняли цвета жидкости. У меня был набор юного химика, и я пытался сам тоже что-то такое делать.
Потом в 8 классе я увидел учебник химии и решил, что это будет интересно. И это действительно оказалось интересно. Прямо с первых страниц зацепило. Стал читать, постепенно накапливать какую-то новую информацию, продвигаться вперед. Потом вступил в Олимпиадное движение. И это оказалась целая отдельная мультивселенная, в которой много удивительных людей, удивительных историй и задач. В общем, колоритная атмосфера.
Многие области интересные, и хочется в каждой продвинуться. Биохимия очень нравится, органика. Пока сложно рассуждать, где я в итоге окажусь, но хотелось бы сочетать вот эти области.