26.04.2024 17:30

Зарегистрировать бренд как товарный знак

Читать на сайте RG.RU

Оглавление

Бренд помогает выстраивать отношения бизнеса с целевой аудиторией. Это комплекс уникальных атрибутов компании, её продуктов, услуг. Они выделяют на фоне конкурентов, создают нужные образы и находят положительный отклик у потребителей. Бренд включает наименование, логотип, цветовую схему, слоган, упаковку и другие атрибуты. Экономически это нематериальный актив, а юридически - совокупность объектов интеллектуальной собственности. Но чтобы бренд получил правовую охрану, его нужно зарегистрировать.

Заказать регистрацию бренда

Что такое бренд, из чего он состоит, какая от него польза

Бренд - это всегда комплексное, системное явление, элементы которого объединены общей идеей для решения, прежде всего, экономических задач. Конечная цель создания бренда - получить и (или) увеличить прибыль. Его сила - в способности влиять на потребителей, склоняя их к приобретению определённых товаров или услуг. И чем больше в этом задействовано средств, тем лучше.

Система бренда включает:

1. Вербальную составляющую:

2. Визуальную составляющую:

3. Кинестетическую составляющую:

4. Интерактивную составляющую:

Для построения и развития бренда важны все элементы, но их создание и внедрение можно разбить на этапы, которые будут подчинены общей стратегии.

Подробнее о создании бренда

Традиционно бренд включает название, или бренд-нейм, логотип и цветовую схему. Но это только фундамент. Его достаточно для выхода на рынок, первых шагов для закрепления в своей нише, формирования устойчивых связей с целевой аудиторией. Однако без развития - никуда. Со временем возникнет потребность в увеличении объёмов продаж, завоевании новых клиентов и удержании старых, выхода на новые рынки. Если бренд изначально был продуман стратегически, с этим не возникнет проблем - можно ограничиться добавлением новых атрибутов, которые будут влиять, например, через слоган, тактильные ощущения, запахи, стиль. Поэтому создание бренда - это не про то, как придумать название компании, её продукта или отрисовать логотип. Это стратегическое планирование и понимание того, как бренд будет выходить на рынок, жить, развиваться и защищаться от конкурентов.

Сильный бренд - это когда вся система в целом и каждый её атрибут в отдельности способны вызывать в сознании потребителя прочные связи с конкретной компанией, её продуктами или услугами. Причём исключительно положительные связи - через приятные образы и ассоциации. Это побуждает к покупкам, а значит, прямо влияет на увеличение продаж и, как следствие, рост прибыли. А ещё ценность бренда можно продавать, например, по франшизе. Или уступать отдельные права.

Обязательно ли регистрировать название и логотип. Для чего нужна регистрация бренда?

Закон не обязывает проходить регистрацию, но это единственный вариант правовой защиты. Иначе бренд и его атрибуты может использовать кто угодно. И это будет законным. Нельзя исключить, что название, логотип, цвета, слоган, другие элементы кто-то не просто присвоит, но и зарегистрирует на себя. Итог предсказуем - потеря вложений в создание и продвижение бренда, а также возможные претензии за незаконное использование теперь уже чужого товарного знака, наименования или обозначения.

Ошибка - думать, что регистрацией стоит заняться, когда бренд уже приобрёл определенную ценность. Да, многие не хотят тратить деньги на получение правовой охраны, пока бизнес еще в начале пути. Но по мере увеличения ценности бренда увеличивается и риск потерять его. К тому же, нельзя предсказать, в какой момент конкурент или даже партнёр захочет воспользоваться ситуацией в свою пользу.

Условия регистрации бренда

В России нет процедуры регистрации бренда. В Роспатенте регистрируют товарный знак или знак обслуживания - по сути, любое средство индивидуализации: название, логотип, цветовая схема, слоган, мелодия и др. В международной практике то же самое подразумевает торговая марка. Отдельно можно зарегистрировать фирменное наименование - название, которое указано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Бренд-нейм регистрируют как коммерческое обозначение, если не важна его визуализация. Ещё охрану может получить место происхождения товара - связанный с ним географический объект, который значим для позиционирования бренда и выгодно отличает товар.

Оценивать на возможность регистрации нужно непосредственно то, что будет отправлено на процедуру в Роспатент, например:

Чтобы бренд (его отдельные элементы или их сочетание) зарегистрировали, он не должен быть аналогичным чужим брендам или похож на них так, что можно спутать. Есть нормативные ограничения по видам и составу элементов - для товарных знаков они указаны в статье 1483 ГК РФ. Можно самим проверить возможность регистрации. Или поручить экспертизу специалистам, в том числе патентным поверенным.

На что обратить внимание:

  1. Уникальность - способность отличаться внешне и по смыслу от того, что уже получает или получило правовую охрану. Исключение - неоднородные товары, то есть отнесение образца, представленного на регистрацию, к другому классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
  2. Этичность - отсутствие нецензурных выражений, негативных образов, оскорбительных слов и изображений.
  3. Содержание - нельзя обманывать потребителей, не стоит использовать неоднозначные или непонятные для большинства из них термины, делать доминирующими аббревиатуры, характеристики товара, общепринятые символы, а также использовать госсимволику, в том числе иностранных государств.

Сроки и этапы регистрации

Процедура занимает в среднем около года, максимум - 18 месяцев. Это долго. Но приоритет в регистрации всегда получает тот, кто первым подал заявку. Регистрирующий орган - Роспатент. Приём, рассмотрение документов, проверка, экспертиза и регистрация - сфера ответственности подведомственного Роспатенту Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Обращаться нужно сюда.

Стандартный процесс состоит из пяти этапов: проверка на возможность регистрации, подготовка и подача документов, формальная проверка, экспертиза по существу и регистрация с внесением в реестр и выдачей свидетельства. Регулируют регистрацию ст.ст. 1492 - 1507 ГК РФ.

Регистрацию можно сократить до 3-3,5 месяцев. Для этого есть платная услуга ФИПС "Проведение поиска зарегистрированных и заявленных на регистрацию обозначений по указанным заказчиком классам МКТУ". Результаты учтут при экспертизе и повторно исследовать не будут - это и даёт значимое сокращение срока. Стоимость услуги зависит от срока проверки, числа представленных словесных обозначений и количества классов МКТУ, по которым её проводят. Минимум - 4 130 рублей за один класс, за каждый дополнительный - 1 062 рубля. Проверка нескольких словесных обозначений-транслитераций увеличит стоимость на 10% за каждое дополнительное. Далее всё зависит от желаемого срока проверки. Минимальные тарифы действуют для 20 рабочих дней. Сокращение срока вдвое увеличит стоимость в 2 раза. Услугу могут оказать и за один рабочий день, но тогда применят 12-кратный тариф. Чтобы затраты не были впустую, ускоренная регистрация требует тщательной предварительной проверки.

Зарегистрировать товарный знак в 2 раза быстрее

Предварительная проверка бренда

Она нужна для оценки уникальности и возможности зарегистрировать товарный знак. Её проводят через поиск по всем актуальным базам и реестрам ФИПС. Варианта два: заказать платную проверку ФИПС или бесплатно проверить через онлайн-сервис.

Полноценный анализ проводят юристы или патентные поверенные. Он необходим, чтобы исключить вероятность отказа в регистрации из-за нормативных запретов и ограничений. Отсутствие в базах аналогичных или похожих товарных знаков не исключает, что они есть в поданных заявках, которые будут в приоритете. Сведения о заявках Роспатент публикует в своём бюллетене.

Ещё один момент - корректный подбор классов МКТУ. Чем больше классов, в которых запрошена охрана, тем больше затраты. Всего их 45, и обычно нет проблем с определением основного. Но надо учитывать все возможные, в том числе на будущее. Если со временем нужна будет защита бренда в других классах МКТУ, процедуру регистрации придётся проходить ещё раз. И нельзя исключить, что к этому моменту она будет возможна - конкуренты могут опередить. Экспертное мнение специалиста, знакомого с методологией работы ФИПС, - лучший способ подстраховаться и успешно зарегистрировать торговую марку.

Куда обращаться

Документы принимает ФИПС. Он находится в Москве, есть региональные подразделения в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Заявку могут подать организации, ИП, а с 29 июня 2023 года - любые граждане РФ. Самостоятельно, с помощью юристов или патентных поверенных. Возможные варианты - лично, почтой, на Госуслугах или через электронный сервис на сайте ФИПС.

Электронный формат на 30% снижает госпошлину за заявку, поэтому его можно счесть предпочтительным. Для работы с электронными сервисами нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Организации и ИП получают КЭП в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенного лица. Это бесплатно. Физическим лицам электронную подпись выпускают коммерческие удостоверяющие центры, у которых есть аккредитация Минкомсвязи. Тарифы различные - примерно в диапазоне 1000 - 4000 рублей в зависимости от набора услуг. Дополнительно нужно купить токен (флешку) для записи ключей КЭП, а также приобрести и установить криптопровайдер и плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in. Токен, программное обеспечение и настройка рабочего компьютера могут входить в тариф удостоверяющего центра или предоставляться за отдельную плату.

Какие документы необходимы для регистрации бренда

Перечень документов, правила их составления и подачи утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2015 года № 482. Этим же приказом определена форма заявки - Приложение 1.

Среди документов есть обязательный (минимальный) набор, который предоставляют все:

  1. Заявка на регистрацию.
  2. Документы к заявке - обозначение, его описание, сгруппированный по классам МКТУ перечень товаров и (или) услуг.
  3. Документ об уплате госпошлины за рассмотрение заявки и формальную экспертизу.

По желанию можно предоставить трехмерную модель регистрируемого обозначения. Иногда нужны другие документы. Например, согласие правообладателя на регистрацию сходного товарного знака. Если документы на иностранном языке - нужен их перевод. Если есть представитель, за исключением патентного поверенного, обязательна доверенность.

Основной и самый сложный для составления документ - заявка. При её подготовке нужно строго соблюдать правила, которые касаются не только содержания, но и технических моментов.

Заявка

Заявка состоит из заявления и приложений - регистрируемое обозначение, его описание и перечень товаров по классам МКТУ. Изображение товарного знака должно быть в двух экземплярах, остальные документы - в одном. Разрешены дополнительные листы, если какие-то сведения не помещаются в графах (полях) заявки. Электронный формат этого не требует - поля и графы можно увеличить до нужного объёма.

Регистрируемое обозначение - это его изображение, в том числе фотография, или иное представление, которое точно определяет характеристики обозначения, идентифицирует его. Обозначение воспроизводят в заявке, помещают на отдельных листах, предоставляют на цифровом носителе, в виде файла. Обонятельные, вкусовые обозначения требуют подробного описания характеристик, в том числе состава композиции, формулы - всего, что позволяет зафиксировать объём правовой охраны. Для осязательных обозначений можно предоставить образец поверхности с подробным описанием ощущений.

Описание обозначения - текст с изложением характеристик, которые раскрывают суть обозначения, его смысловую нагрузку, восприятие, идентифицируют обозначение и позволяют зафиксировать объём правовой охраны. Оно должно быть конкретным, точным, полным.

Перечень товаров (услуг) определяет классы МКТУ, в которых получают охрану. Их подбирают заранее, перед заявкой. Дорого и не оправдано регистрировать товарный знак во всех 45 класса. Выбирают те, которые совпадают с товарами и (или) услугами.

Подобрать классы МКТУ онлайн

Госпошлина за регистрацию

Госпошлину платят постепенно, по мере прохождения процедуры регистрации:

  1. Регистрация заявки и формальная экспертиза - 3 500 рублей + 1 000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти.
  2. Экспертиза по существу - 11 500 рублей + 2 500 рублей за каждый класс МКТУ свыше одного.
  3. Регистрация - 16 000 рублей + 1 000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти.
  4. Выдача бумажного свидетельства на знак - 2 000 рублей.

Бывают и дополнительные расходы. Например, за продления срока предоставления документов госпошлина - 2 000 рублей за каждый месяц. Восстановление срока для той же самой цели - 10 000 рублей. Ускоренная процедура не освобождает от уплаты госпошлин.

Рассчитать пошлину можно с помощью онлайн-калькулятора.

Что еще нужно регистрировать брендам

Отдельные атрибуты бренда и их комбинации можно регистрировать постепенно. Это вопрос стратегии, необходимости охраны и финансовых возможностей. У одной компании, одного ИП или гражданина может быть много товарных знаков. Но, помимо этого, формирование и развитие бренда, бывает, требует регистрации других объектов интеллектуальной собственности. Например, получение патента на изобретение или полезную модель.