Оглавление

Бренд помогает выстраивать отношения бизнеса с целевой аудиторией. Это комплекс уникальных атрибутов компании, её продуктов, услуг. Они выделяют на фоне конкурентов, создают нужные образы и находят положительный отклик у потребителей. Бренд включает наименование, логотип, цветовую схему, слоган, упаковку и другие атрибуты. Экономически это нематериальный актив, а юридически - совокупность объектов интеллектуальной собственности. Но чтобы бренд получил правовую охрану, его нужно зарегистрировать.

Заказать регистрацию бренда

Что такое бренд, из чего он состоит, какая от него польза

Бренд - это всегда комплексное, системное явление, элементы которого объединены общей идеей для решения, прежде всего, экономических задач. Конечная цель создания бренда - получить и (или) увеличить прибыль. Его сила - в способности влиять на потребителей, склоняя их к приобретению определённых товаров или услуг. И чем больше в этом задействовано средств, тем лучше.

Система бренда включает:

1. Вербальную составляющую:

  • название - бренд-нейм;
  • дескрипторы - слова, словосочетания в качестве краткой подписи к торговой марке, раскрывающие её суть;
  • слоган - краткая, ёмкая фраза, отражающая ценность бренда;
  • стиль текста - совокупность средств выразительности языка, которые донесут нужную информацию до конкретной аудитории, найдут позитивный отклик.

2. Визуальную составляющую:

  • дизайн бренда - оформление всего того, что видит покупатель или клиент;
  • логотип;
  • цветовая схема;
  • типографика - оформление текста, придание ему нужной визуальной формы;
  • фотостиль - правила создания и использования фотографий.

3. Кинестетическую составляющую:

  • запахи;
  • тактильные ощущения;
  • освещение.

4. Интерактивную составляющую:

  • сайт, его интерфейс;
  • инфографика;
  • пользовательский контент.

Для построения и развития бренда важны все элементы, но их создание и внедрение можно разбить на этапы, которые будут подчинены общей стратегии.

Подробнее о создании бренда

Традиционно бренд включает название, или бренд-нейм, логотип и цветовую схему. Но это только фундамент. Его достаточно для выхода на рынок, первых шагов для закрепления в своей нише, формирования устойчивых связей с целевой аудиторией. Однако без развития - никуда. Со временем возникнет потребность в увеличении объёмов продаж, завоевании новых клиентов и удержании старых, выхода на новые рынки. Если бренд изначально был продуман стратегически, с этим не возникнет проблем - можно ограничиться добавлением новых атрибутов, которые будут влиять, например, через слоган, тактильные ощущения, запахи, стиль. Поэтому создание бренда - это не про то, как придумать название компании, её продукта или отрисовать логотип. Это стратегическое планирование и понимание того, как бренд будет выходить на рынок, жить, развиваться и защищаться от конкурентов.

Сильный бренд - это когда вся система в целом и каждый её атрибут в отдельности способны вызывать в сознании потребителя прочные связи с конкретной компанией, её продуктами или услугами. Причём исключительно положительные связи - через приятные образы и ассоциации. Это побуждает к покупкам, а значит, прямо влияет на увеличение продаж и, как следствие, рост прибыли. А ещё ценность бренда можно продавать, например, по франшизе. Или уступать отдельные права.

Обязательно ли регистрировать название и логотип. Для чего нужна регистрация бренда?

Закон не обязывает проходить регистрацию, но это единственный вариант правовой защиты. Иначе бренд и его атрибуты может использовать кто угодно. И это будет законным. Нельзя исключить, что название, логотип, цвета, слоган, другие элементы кто-то не просто присвоит, но и зарегистрирует на себя. Итог предсказуем - потеря вложений в создание и продвижение бренда, а также возможные претензии за незаконное использование теперь уже чужого товарного знака, наименования или обозначения.

Ошибка - думать, что регистрацией стоит заняться, когда бренд уже приобрёл определенную ценность. Да, многие не хотят тратить деньги на получение правовой охраны, пока бизнес еще в начале пути. Но по мере увеличения ценности бренда увеличивается и риск потерять его. К тому же, нельзя предсказать, в какой момент конкурент или даже партнёр захочет воспользоваться ситуацией в свою пользу.

Условия регистрации бренда

В России нет процедуры регистрации бренда. В Роспатенте регистрируют товарный знак или знак обслуживания - по сути, любое средство индивидуализации: название, логотип, цветовая схема, слоган, мелодия и др. В международной практике то же самое подразумевает торговая марка. Отдельно можно зарегистрировать фирменное наименование - название, которое указано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Бренд-нейм регистрируют как коммерческое обозначение, если не важна его визуализация. Ещё охрану может получить место происхождения товара - связанный с ним географический объект, который значим для позиционирования бренда и выгодно отличает товар.

Оценивать на возможность регистрации нужно непосредственно то, что будет отправлено на процедуру в Роспатент, например:

  • название бренда - его имя;
  • логотип - текстовой, символический, буквенно-цифровой, эмблема, комбинированный, включающий, например, название бренда, шрифт, цветовую схему, эмблему и другие элементы;
  • слоган - сочетания слов, фраза;
  • дизайн упаковки;
  • маскот (талисман);
  • торговый знак (знак обслуживания) как комбинацию средств индивидуализации, объединённых общей идеей.

Чтобы бренд (его отдельные элементы или их сочетание) зарегистрировали, он не должен быть аналогичным чужим брендам или похож на них так, что можно спутать. Есть нормативные ограничения по видам и составу элементов - для товарных знаков они указаны в статье 1483 ГК РФ. Можно самим проверить возможность регистрации. Или поручить экспертизу специалистам, в том числе патентным поверенным.

На что обратить внимание:

  1. Уникальность - способность отличаться внешне и по смыслу от того, что уже получает или получило правовую охрану. Исключение - неоднородные товары, то есть отнесение образца, представленного на регистрацию, к другому классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
  2. Этичность - отсутствие нецензурных выражений, негативных образов, оскорбительных слов и изображений.
  3. Содержание - нельзя обманывать потребителей, не стоит использовать неоднозначные или непонятные для большинства из них термины, делать доминирующими аббревиатуры, характеристики товара, общепринятые символы, а также использовать госсимволику, в том числе иностранных государств.

Сроки и этапы регистрации

Процедура занимает в среднем около года, максимум - 18 месяцев. Это долго. Но приоритет в регистрации всегда получает тот, кто первым подал заявку. Регистрирующий орган - Роспатент. Приём, рассмотрение документов, проверка, экспертиза и регистрация - сфера ответственности подведомственного Роспатенту Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Обращаться нужно сюда.

Стандартный процесс состоит из пяти этапов: проверка на возможность регистрации, подготовка и подача документов, формальная проверка, экспертиза по существу и регистрация с внесением в реестр и выдачей свидетельства. Регулируют регистрацию ст.ст. 1492 - 1507 ГК РФ.

Регистрацию можно сократить до 3-3,5 месяцев. Для этого есть платная услуга ФИПС "Проведение поиска зарегистрированных и заявленных на регистрацию обозначений по указанным заказчиком классам МКТУ". Результаты учтут при экспертизе и повторно исследовать не будут - это и даёт значимое сокращение срока. Стоимость услуги зависит от срока проверки, числа представленных словесных обозначений и количества классов МКТУ, по которым её проводят. Минимум - 4 130 рублей за один класс, за каждый дополнительный - 1 062 рубля. Проверка нескольких словесных обозначений-транслитераций увеличит стоимость на 10% за каждое дополнительное. Далее всё зависит от желаемого срока проверки. Минимальные тарифы действуют для 20 рабочих дней. Сокращение срока вдвое увеличит стоимость в 2 раза. Услугу могут оказать и за один рабочий день, но тогда применят 12-кратный тариф. Чтобы затраты не были впустую, ускоренная регистрация требует тщательной предварительной проверки.

Зарегистрировать товарный знак в 2 раза быстрее

Предварительная проверка бренда

Она нужна для оценки уникальности и возможности зарегистрировать товарный знак. Её проводят через поиск по всем актуальным базам и реестрам ФИПС. Варианта два: заказать платную проверку ФИПС или бесплатно проверить через онлайн-сервис.

Полноценный анализ проводят юристы или патентные поверенные. Он необходим, чтобы исключить вероятность отказа в регистрации из-за нормативных запретов и ограничений. Отсутствие в базах аналогичных или похожих товарных знаков не исключает, что они есть в поданных заявках, которые будут в приоритете. Сведения о заявках Роспатент публикует в своём бюллетене.

Ещё один момент - корректный подбор классов МКТУ. Чем больше классов, в которых запрошена охрана, тем больше затраты. Всего их 45, и обычно нет проблем с определением основного. Но надо учитывать все возможные, в том числе на будущее. Если со временем нужна будет защита бренда в других классах МКТУ, процедуру регистрации придётся проходить ещё раз. И нельзя исключить, что к этому моменту она будет возможна - конкуренты могут опередить. Экспертное мнение специалиста, знакомого с методологией работы ФИПС, - лучший способ подстраховаться и успешно зарегистрировать торговую марку.

Куда обращаться

Документы принимает ФИПС. Он находится в Москве, есть региональные подразделения в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Заявку могут подать организации, ИП, а с 29 июня 2023 года - любые граждане РФ. Самостоятельно, с помощью юристов или патентных поверенных. Возможные варианты - лично, почтой, на Госуслугах или через электронный сервис на сайте ФИПС.

Электронный формат на 30% снижает госпошлину за заявку, поэтому его можно счесть предпочтительным. Для работы с электронными сервисами нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Организации и ИП получают КЭП в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенного лица. Это бесплатно. Физическим лицам электронную подпись выпускают коммерческие удостоверяющие центры, у которых есть аккредитация Минкомсвязи. Тарифы различные - примерно в диапазоне 1000 - 4000 рублей в зависимости от набора услуг. Дополнительно нужно купить токен (флешку) для записи ключей КЭП, а также приобрести и установить криптопровайдер и плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in. Токен, программное обеспечение и настройка рабочего компьютера могут входить в тариф удостоверяющего центра или предоставляться за отдельную плату.

Какие документы необходимы для регистрации бренда

Перечень документов, правила их составления и подачи утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2015 года № 482. Этим же приказом определена форма заявки - Приложение 1.

Среди документов есть обязательный (минимальный) набор, который предоставляют все:

  1. Заявка на регистрацию.
  2. Документы к заявке - обозначение, его описание, сгруппированный по классам МКТУ перечень товаров и (или) услуг.
  3. Документ об уплате госпошлины за рассмотрение заявки и формальную экспертизу.

По желанию можно предоставить трехмерную модель регистрируемого обозначения. Иногда нужны другие документы. Например, согласие правообладателя на регистрацию сходного товарного знака. Если документы на иностранном языке - нужен их перевод. Если есть представитель, за исключением патентного поверенного, обязательна доверенность.

Основной и самый сложный для составления документ - заявка. При её подготовке нужно строго соблюдать правила, которые касаются не только содержания, но и технических моментов.

Заявка

Заявка состоит из заявления и приложений - регистрируемое обозначение, его описание и перечень товаров по классам МКТУ. Изображение товарного знака должно быть в двух экземплярах, остальные документы - в одном. Разрешены дополнительные листы, если какие-то сведения не помещаются в графах (полях) заявки. Электронный формат этого не требует - поля и графы можно увеличить до нужного объёма.

Регистрируемое обозначение - это его изображение, в том числе фотография, или иное представление, которое точно определяет характеристики обозначения, идентифицирует его. Обозначение воспроизводят в заявке, помещают на отдельных листах, предоставляют на цифровом носителе, в виде файла. Обонятельные, вкусовые обозначения требуют подробного описания характеристик, в том числе состава композиции, формулы - всего, что позволяет зафиксировать объём правовой охраны. Для осязательных обозначений можно предоставить образец поверхности с подробным описанием ощущений.

Описание обозначения - текст с изложением характеристик, которые раскрывают суть обозначения, его смысловую нагрузку, восприятие, идентифицируют обозначение и позволяют зафиксировать объём правовой охраны. Оно должно быть конкретным, точным, полным.

Перечень товаров (услуг) определяет классы МКТУ, в которых получают охрану. Их подбирают заранее, перед заявкой. Дорого и не оправдано регистрировать товарный знак во всех 45 класса. Выбирают те, которые совпадают с товарами и (или) услугами.

Подобрать классы МКТУ онлайн

Госпошлина за регистрацию

Госпошлину платят постепенно, по мере прохождения процедуры регистрации:

  1. Регистрация заявки и формальная экспертиза - 3 500 рублей + 1 000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти.
  2. Экспертиза по существу - 11 500 рублей + 2 500 рублей за каждый класс МКТУ свыше одного.
  3. Регистрация - 16 000 рублей + 1 000 рублей за каждый класс МКТУ свыше пяти.
  4. Выдача бумажного свидетельства на знак - 2 000 рублей.

Бывают и дополнительные расходы. Например, за продления срока предоставления документов госпошлина - 2 000 рублей за каждый месяц. Восстановление срока для той же самой цели - 10 000 рублей. Ускоренная процедура не освобождает от уплаты госпошлин.

Рассчитать пошлину можно с помощью онлайн-калькулятора.

Что еще нужно регистрировать брендам

Отдельные атрибуты бренда и их комбинации можно регистрировать постепенно. Это вопрос стратегии, необходимости охраны и финансовых возможностей. У одной компании, одного ИП или гражданина может быть много товарных знаков. Но, помимо этого, формирование и развитие бренда, бывает, требует регистрации других объектов интеллектуальной собственности. Например, получение патента на изобретение или полезную модель.

Реклама, ООО "ФПБ "Гардиум", ИНН 7721854322
Рейтинг материала:
Как внести товарный знак в ТРОИС
20.06.2024
Классы МКТУ: что это и как определить для регистрации товарного знака
20.06.2024
Что такое товарный знак, зачем он бизнесу и как его зарегистрировать
21.05.2024
Защита товарного знака от конкурентов
21.05.2024